Третий менее чем за год визит израильского премьер-министра в Россию не оставил вариантов. Между Россией и Израилем, между российской и израильской властями, между российскими и израильскими элитами заключен стратегический пакт.
Публичное сотрудничество между странами набирает обороты: от активного взаимодействия в сфере сельского хозяйства до вчерашнего соглашения о том, что Россия будет платить пенсии израильтянам, заработавшим свою пенсию в СССР.
Однако куда более интересны непубличные процессы. Восток, конечно, дело тонкое, и есть масса деталей, которые скрыты от непосвященных, однако общие расклады вполне очевидны и доступны любому интересующемуся.
Основное соотношение сил времен холодной войны (СССР – за арабов, США – за израильтян) давно утратило всякую актуальность. Однако радоваться, что против него перестала играть сверхдержава, Израилю особо не приходится.
В системной трансформации, которую переживает Ближневосточный регион, израильские дела обстоят хуже некуда.
Главная причина проста до крайности: за 70 лет своего существования государство Израиль намертво испортило отношения с мусульманскими соседями, причем до такой степени, что голубой мечтой арабского мира является его ликвидация. И ныне шанс для этого неиллюзорно забрезжил.
В ситуации полномасштабного хаоса и системной перекройки региона стереть с лица земли небольшое государство, попутно вырезав его население, задача вполне решаемая. Особенно когда это государство лишается высокого покровительства, которое и обеспечивало все последние десятилетия его существование.
Будем говорить прямо. Никто не спорит с тем, что граждане Израиля сотворили чудо, в кратчайшие сроки построив успешное высокоразвитое государство в пустыне.
Никто не оспаривает мужество израильских армии и спецслужб, стоящих на страже страны. Никто не ставит под сомнение тот факт, что ЦАХАЛ – серьезнейшая военная сила региона, абсолютно заслуженно одержавшая ряд важнейших побед.
Вот только все это для Израиля стало возможным благодаря серьезнейшей внешней поддержке. И он эту поддержку – финансовую, политическую и военную, причем в очень серьезных масштабах, получал всю свою историю.
Существование Израиля без прикрытия и гарантий со стороны ведущего геополитического игрока невозможно, и именно США давали эти гарантии всю дорогу. А теперь они отходят в сторону. Причем чем дальше, тем демонстративнее.
И дело не только в том, что американцы постепенно отступают с Ближнего Востока, передавая свою роль России. Отношения между странами настолько осложнились, что уже привычными стали всякие скандальные демарши, вроде отказа израильского премьера встречаться с американским президентом.
Распространена точка зрения, что все эти израильско-американские разборки – из серии «милые бранятся – только тешатся». Среди аргументов не последнее место занимает ссылка на очень влиятельное израильское лобби в Штатах. Скептики полагают, что американские евреи не позволят, чтобы США бросили Израиль на произвол судьбы.
Однако, похоже, израильское руководство смотрит на ситуацию более пессимистично. И оно имеет на это серьезные основания. Еврейское лобби в США не помогло получить убежище европейским евреям, когда в Германии к власти пришел Гитлер.
США (как, впрочем, и остальные «цивилизованные страны») отказали им в убежище, и те в большинстве своем сгинули в лагерях смерти.
Вряд ли стоит питать иллюзии, что в ситуации, когда у США на карте стоит судьба собственной страны, они озаботятся спасением своей креатуры-сателлита на другом конце глобуса. Спасение утопающих по-прежнему является делом самих утопающих.
В общем, активность израильского руководства на российском направлении более чем понятна. Как, впрочем, и обратная. Россия и впрямь полномасштабно возвращается на Ближний Восток в качестве ключевого геополитического арбитра, чьи полномочия подкреплены статусом самой влиятельной военной силы региона.
По сути, прямо сейчас Россия принимает на себя роль гаранта существования государства Израиль.
Правда, в отличие от Штатов, которым выгодно поддержание максимально конфронтационного расклада сил вокруг еврейского государства, Москве интересно прямо противоположное. Вот и открыт сезон беспрерывных поездок израильских, палестинских и других ближневосточных лидеров в Россию.
В потоке переговоров нащупывается конфигурация если не урегулирования, то хотя бы смягчения конфликтных отношений Израиля с соседями.
В чем интерес во всем этом у России?
Ну, как минимум одна причина – из серии «иначе будет хуже» – лежит на поверхности. В случае краха Израиля именно России придется принять большую часть беженцев оттуда, ведь, как говорится, «там на четверть бывший наш народ».
Вчерашняя шутка Путина про возвращение в Россию из Израиля полутора миллионов русских евреев только частично является шуткой. Это может стать самой что ни на есть реальностью, если события пойдут по плохому сценарию.
А оно нам надо – еще одна миллионная (и вряд ли в один миллион) волна беженцев?
Но есть и более позитивные причины.
С одной стороны, это еще один опорный пункт в регионе, который мы все больше рассматриваем как сферу своего влияния.
А с другой… ходят слухи, что Россия уже получает от Израиля ряд важных высокотехнологичных продуктов двойного и военного назначения, которые у нас не производятся. И движение в эту сторону неизбежно.
Россия больше не спасает мир из высоких отвлеченных идеалов. Ныне Россия конвертирует свою роль мирового арбитра, полицейского и миротворца в конкретные блага, необходимые стране.