ВнутриполитичеÑкий ÐºÑ€Ð¸Ð·Ð¸Ñ Ð² Турции, оÑтрейший Ñ Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ‚Ð° Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ€ÐµÑпублики в начале 1920-Ñ…, продолжает углублÑÑ‚ÑŒÑÑ, на глазах обраÑÑ‚Ð°Ñ Ð¼Ð¸Ñ„Ð°Ð¼Ð¸, раÑÑˆÐ°Ñ‚Ñ‹Ð²Ð°Ñ ÐÐТО и ÑƒÐ³Ñ€Ð¾Ð¶Ð°Ñ Ð´ÐµÑтабилизировать не только БлижневоÑточный регион, но и ЕвроÑоюз.
Ð¡Ð¾Ð±Ñ‹Ñ‚Ð¸Ñ Ð² Турции далеки от завершениÑ, и как они будут разворачиватьÑÑ, завиÑит от многих факторов, в первую очередь от Ñтепени поддержки президента Ðрдогана его Ñторонниками и ÑƒÑ€Ð¾Ð²Ð½Ñ ÑопротивлениÑ, который окажут его противники репреÑÑиÑм, разворачивающимÑÑ Ð² Ñтране. РаÑÑмотрим некоторые аÑпекты текущей Ñитуации на материалах, подготовленных ÑкÑпертами ИнÑтитута Ближнего воÑтока И. И. Стародубцевым и Ю. Б. Щегловиным.
ИранÑкое информационное агентÑтво «ФарÑ» заÑвило, что президент Турции получил от РоÑÑии предупреждение о готовÑщемÑÑ Ð²Ð¾ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼ перевороте за неÑколько чаÑов до его начала. Ðто Ñообщение привлекло внимание отечеÑтвенных СМИ и заÑлуживает комментариев. По данным «ФарÑ», Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð±Ñ‹Ð»Ð° предоÑтавлена арабÑким СМИ дипломатичеÑкими иÑточниками в Ðнкаре, которые утверждали, что ÐÐ°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð²ÐµÐ´Ñ‹Ð²Ð°Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð¾Ñ€Ð³Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð¢ÑƒÑ€Ñ†Ð¸Ð¸ (MИT) была предупреждена роÑÑийÑкими Ñиловиками «о неизбежном военном перевороте». Данные о нем получены военными в Сирии из перехвата переговоров заговорщиков. ИзвеÑтно, что «ФарÑ» Ñклонно к вброÑам непроверенной или выдуманной информации. Однако раÑÑмотрим ее.
Ðе Ñекрет, что у роÑÑийÑких ВКС на базе «Хмеймим» еÑÑ‚ÑŒ пункт радиоразведки. РоÑÑийÑкие корабли, которые неÑут Ñлужбу в Средиземном море, тоже ÑледÑÑ‚ за радиоÑфиром. Ðо упор при Ñтом делаетÑÑ Ð½Ð° перехват Ñообщений полевых командиров оппозиции и приграничной к Сирии турецкой территории, в том чиÑле разговоров летчиков и диÑпетчеров базы ВВС «Инджирлик», где Ñкладированы Ñдерные бомбы СШÐ. ЕÑли предположить, что в общении турецких военных и проÑкальзывало упоминание о каких-то передвижениÑÑ… групп войÑк (что Ñомнительно), ÑвÑзать их Ñ Ð¿Ð¾Ð¿Ñ‹Ñ‚ÐºÐ¾Ð¹ путча нереально. Ð”Ð»Ñ Ñтого надо знать о попытке мÑтежа и поÑтавить на проÑлушивание телефоны его лидеров. То еÑÑ‚ÑŒ веÑти разработку объектов. КÑтати, еÑли «руÑÑкие» раÑшифровали переговоры, которые шли по закрытой ÑвÑзи, то Ð´Ð»Ñ ÐœÐ¾Ñквы нет Ñекретов ни в Турции, ни в ÐÐТО, поÑкольку Ð²Ð¾ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÐºÑ€Ð¸Ð¿Ñ‚Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ñ„Ð¸Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ð° подходить под единый Ñтандарт Ñтой организации.
Ðеобходимо учитывать и лимит времени. Ð¡Ð¾Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð´Ð¾ перехватить, перевеÑти, ÑопоÑтавить, проанализировать и доложить по иерархичеÑкой леÑтнице вплоть до президента. Ðто долго. Причем Ñомнительно, что детали путча обÑуждалиÑÑŒ по открытой ÑвÑзи или мобильным телефонам без иÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñвфемизмов. ПонÑÑ‚ÑŒ ÑмыÑл разговоров такого рода иÑÑ…Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ð· текÑта Ñложно. Причина не в боÑзни быть проÑлушанными руÑÑкими или американцами (которые имеют куда более мощные возможноÑти радиоперехвата, но и Ð´Ð»Ñ Ð½Ð¸Ñ… мÑтеж ÑвилÑÑ Ñюрпризом), а в том, что Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ ÑÑ‚Ð°Ð½Ñ†Ð¸Ñ Ñ€Ð°Ð´Ð¸Ð¾Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ…Ð²Ð°Ñ‚Ð° в Турции уже три года передана из Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°Ñ€Ð¼Ð¸Ð¸ ÑпецÑлужбе МИТ. Та перенаправила вÑе ее возможноÑти на внутренний фронт. ПутчиÑÑ‚Ñ‹ должны были или не веÑти разговоры в открытом Ñфире, или делать Ñто Ñ Ð¼Ð°ÐºÑимальной Ñтепенью шифрованиÑ.
Главный Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ â€“ зачем предупреждать Ðрдогана о мÑтеже – оÑтаетÑÑ Ð¾Ñ‚ÐºÑ€Ñ‹Ñ‚Ñ‹Ð¼. Ðа текущий момент отношение к нему характеризуетÑÑ Ð²Ñ‹Ñокой Ñтепенью недовериÑ, какие бы шаги по нормализации отношений МоÑква и Ðнкара ни демонÑтрировали.
Чем грозила Ñмена Ðрдогана на военно-ÑветÑкий режим Ð´Ð»Ñ Ð¸Ð½Ñ‚ÐµÑ€ÐµÑов МоÑквы в регионе? Ðичем. Пришедшие к влаÑти военные переÑтали бы доверÑÑ‚ÑŒ иÑламиÑÑ‚Ñким группам в Сирии и раÑÑматривать их как оÑновного Ñоюзника. Их поддержка оппозиции ÐÑаду не прекратилаÑÑŒ бы, но формат и адреÑаты изменилиÑÑŒ бы значительно. То же можно Ñказать и про Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñƒ Ðнкарой и Дохой, а также ÐÑ€-РиÑдом.
Что до СШÐ, разноглаÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ поддержке курдов у Ðнкары и Вашингтона оÑталиÑÑŒ бы. И еÑли бы турки Ñтали более активно взаимодейÑтвовать Ñ Ð°Ð¼ÐµÑ€Ð¸ÐºÐ°Ð½Ñ†Ð°Ð¼Ð¸ в ликвидации инфраÑтруктуры запрещенного в РоÑÑии ИГ, то Ð´Ð»Ñ ÐœÐ¾Ñквы Ñто было приемлемо. Военный режим в Турции не поддерживал бы в Сирии «Братьев-муÑульман», как Ðрдоган. Глобальных угроз интереÑам РоÑÑии его Ñвержение не предÑтавлÑло. Что делает беÑÑмыÑленным и вмешательÑтво МоÑквы во внутриполитичеÑкую Ñитуацию в Ñтой Ñтране, и Ñообщение агентÑтва «ФарÑ».
21 Ð¸ÑŽÐ»Ñ Ð² турецкой «Официальной газете» â„– 29777 опубликовано поÑтановление Совета миниÑтров за â„– 2016/9064 о введении в Ñтране режима чрезвычайного Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ (РЧП) Ñроком на 90 дней. Режим прошел процедуру ÑƒÑ‚Ð²ÐµÑ€Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² меджлиÑе: «за» голоÑовали 346 парламентариев (ÐŸÐ°Ñ€Ñ‚Ð¸Ñ ÑправедливоÑти и Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ Ð¸ националиÑÑ‚Ñ‹), «против» 115, при низкой Ñвке: 461 из 550 депутатов. Впервые в иÑтории Турецкой РеÑпублики РЧП вводитÑÑ Ð½Ð° вÑей территории Ñтраны, а не в отдельных провинциÑÑ…, как было в 13 воÑточных илах Турции, на территории которых РЧП продолжалÑÑ Ñ 1987 по 2002 год.
При Ñтом надежды в общеÑтве, что РЧП не продлитÑÑ Ð´Ð¾Ð»Ð³Ð¾, беÑпочвенны. Предыдущее чрезвычайное положение на воÑтоке Ñтраны продлевалоÑÑŒ меджлиÑом 46 раз, а ведь маÑштаб Ñобытий был неÑопоÑтавим Ñ ÑегоднÑшним. То, что введенный Ñ 21 Ð¸ÑŽÐ»Ñ Ð Ð§ÐŸ, Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ¾Ð¹ долей вероÑтноÑти, будет продлеватьÑÑ, Ñледует из интервью Ибрагима Калына, преÑÑ-ÑÐµÐºÑ€ÐµÑ‚Ð°Ñ€Ñ Ð¿Ñ€ÐµÐ·Ð¸Ð´ÐµÐ½Ñ‚Ð°, данного CNN Trk. Он отверг Ñаму возможноÑÑ‚ÑŒ упреков в отношении Ðнкары Ñо Ñтороны зарубежных Ñтран поÑле Ð²Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð Ð§ÐŸ Парижем (поÑле теракта в Ðицце).
С точки Ð·Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ¼Ð¾ÐºÑ€Ð°Ñ‚Ð¸Ð¸ Ð¢ÑƒÑ€Ñ†Ð¸Ñ Ð½Ðµ ФранциÑ, и, Ð½ÐµÐ²Ð·Ð¸Ñ€Ð°Ñ Ð½Ð° вÑе Ð·Ð°Ð²ÐµÑ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ðнкары, что РЧП не затронет повÑедневную жизнь людей, беÑпокойÑтво наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð³Ñ€ÐµÐ²Ð°ÑŽÑ‚ Ñ‚Ñ‹ÑÑчи задержанных и деÑÑтки Ñ‚Ñ‹ÑÑч уволенных и отÑтраненных от работы. РЧП означает перевод Ñтраны в режим ручного управлениÑ, когда поÑÑ‚Ð°Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÑтва автоматичеÑки получают Ñилу закона.
РегулируетÑÑ Ð Ð§ÐŸ законом â„– 2935 от 1983 года. Он предуÑматривает ограничение на въезд, выезд и проживание в определенных регионах Ñтраны, Ñвакуацию и переезд на новое меÑто проживаниÑ; приоÑтановку работы учебных заведений вне завиÑимоÑти от принадлежноÑти (гоÑударÑтвенные или чаÑтные) и закрытие общежитий; определение режима работы, закрытие и приоÑтановку Ñ„ÑƒÐ½ÐºÑ†Ð¸Ð¾Ð½Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑÑ‚ доÑуга и развлечений; ограничение и отмену отпуÑков ÑоответÑтвующего перÑонала; уничтожение предÑтавлÑющих опаÑноÑÑ‚ÑŒ зданий, имущеÑтва и продуктов питаниÑ; регулирование продажи, хранениÑ, раÑпроÑÑ‚Ñ€Ð°Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑтратегичеÑких продуктов и потребительÑких товаров, ограничение деÑтельноÑти, поÑтановку под контроль и закрытие торговых точек, а также необходимые меры по обеÑпечению порÑдка на наземном, морÑком и воздушном транÑпорте.
ГоÑударÑтво получает широкие Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‡Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð²Ð¼ÐµÑˆÐ°Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÑтва в Ñкономику. Контрольно-регулирующие функции могут быть переданы Ñовету по координации ÑкономичеÑких вопроÑов чрезвычайного Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´ предÑедательÑтвом премьера или ÑоответÑтвующему миниÑтерÑтву. Ð’ чиÑле дополнительных мер закон дает право правительÑтву ограничивать права и Ñвободы личноÑти; контролировать и регулировать деÑтельноÑÑ‚ÑŒ СМИ и учреждений культуры; уÑтанавливать оÑобые меры защиты ÑтратегичеÑких, гоÑударÑтвенных и чаÑтных объектов; регулировать оборот опаÑных, взрывчатых и химичеÑких вещеÑтв; ограничивать и регламентировать проведение маÑÑовых мероприÑтий и деÑтельноÑÑ‚ÑŒ общеÑтвенных организаций, а также проводить военные операции за пределами Турции по договоренноÑти Ñ ÑоÑедними гоÑударÑтвами.
Первые шаги по иÑпользованию полномочий руководÑтвом Турции уже предпринÑÑ‚Ñ‹, Ð²ÐºÐ»ÑŽÑ‡Ð°Ñ Ð¾Ñ‚Ð¼ÐµÐ½Ñƒ авгуÑтовÑких отпуÑков Ð´Ð»Ñ Ð³Ð¾ÑÑлужащих и отзыв их из отпуÑка, запрет на их выезд из Ñтраны (Ñюда отноÑÑÑ‚ÑÑ Ð¸ отдельные категории других работников, даже Ñотрудники чаÑтных универÑитетов), отÑтранение от иÑÐ¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑзанноÑтей деÑÑтков Ñ‚Ñ‹ÑÑч предÑтавителей ÑудейÑкого и полицейÑкого корпуÑов, админиÑтративного и научного перÑонала вузов, в том чиÑле вÑех универÑитетÑких деканов и пр.
ПоощрÑетÑÑ Ð¸ одобрÑетÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð´ÐµÑ€Ð¶ÐºÐ° руководÑтва Ñтраны «проÑтым народом». Ð’ СМИ «народу» отводитÑÑ Ñ€ÐµÑˆÐ°ÑŽÑ‰Ð°Ñ Ñ€Ð¾Ð»ÑŒ в Ñрыве попытки переворота. Введены Ñпециальные поощрительные меры (беÑплатный проезд в общеÑтвенном транÑпорте турецких городов, Ð²ÐºÐ»ÑŽÑ‡Ð°Ñ Ð¡Ñ‚Ð°Ð¼Ð±ÑƒÐ» и Ðнкару). По вÑей Ñтране идут митинги Ñторонников руководÑтва Ñ Ñ‚Ñ€ÐµÐ±Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñми выжечь гюленовÑкую заразу.
Ðто вызвало ÑоответÑтвующую реакцию Ñтран Запада, которые начинают выражать озабоченноÑÑ‚ÑŒ по поводу попытки уничтожить политичеÑкую оппозицию в Турции под предлогом преÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñторонников мÑтежа. ЯÑно, что президент Ðрдоган полноÑтью переформатирует политичеÑкую архитектуру Ñтраны, Ð½Ð°Ñ‡Ð¸Ð½Ð°Ñ Ñ Ñудебной ÑиÑтемы и Ð·Ð°ÐºÐ°Ð½Ñ‡Ð¸Ð²Ð°Ñ Ð¶ÑƒÑ€Ð½Ð°Ð»Ð¸Ñтами и преподавательÑким ÑоÑтавом универÑитетов. Ð’Ñе Ñто породило диÑкуÑÑии о будущем Турции в ÐÐТО. По их логике она ÑтановитÑÑ Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¾Ð³Ð¾Ð¼ Ирана, и альÑÐ½Ñ Ð½Ðµ Ñможет терпеть в Ñвоих Ñ€Ñдах иÑламиÑÑ‚Ñкую Ñтрану. Требование же ÑкÑтрадиции имама Ф. Гюлена Ñтанет непреодолимым препÑÑ‚Ñтвием в развитии отношений СШРи Турции, что уÑкорит выход Ðнкары из ÐÐТО.
ПоÑледнее маловероÑтно. ЧленÑтво в блоке ÑвлÑетÑÑ Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð¾Ð¹ Ð¿Ð¾Ð´Ð´ÐµÑ€Ð¶Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð¹ безопаÑноÑти Ð´Ð»Ñ Ð¢ÑƒÑ€Ñ†Ð¸Ð¸, в которой она в наÑтоÑщий момент только и может ÑущеÑтвовать. Именно пребывание в ÐÐТО открывает Ðнкаре дорогу к Ñовременным видам вооружений, ÑиÑтемам коммуникации и разведки альÑнÑа, а также материально-техничеÑкой поддержке Ñо Ñтороны партнеров по альÑнÑу.
Ð¢ÑƒÑ€Ñ†Ð¸Ñ Ð´Ð»Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð¾Ðµ Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð½Ð°Ñ…Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ÑÑ Ð² ÑиÑтеме Ñтандартов ÐÐТО. Отказ от них вызовет ÐºÐ¾Ð»Ð»Ð°Ð¿Ñ Ð²Ð¾Ð¾Ñ€ÑƒÐ¶ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ñ… Ñил без вÑÑкой надежды на модернизацию Ñвоими Ñилами. Резко выраÑтут раÑходы на оборону, что в уÑловиÑÑ… Ñерьезного финанÑового кризиÑа невыгодно. Выход из ÐÐТО оÑтавит Ðнкару в одиночеÑтве по Ñпорным вопроÑам Ñ Ð“Ñ€ÐµÑ†Ð¸ÐµÐ¹ и проблеме Кипра. При таком раÑкладе начнетÑÑ Ð¸Ð½Ð¸Ñ†Ð¸Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ðµ по ним процеÑÑов в международном Ñуде. Ðаконец, выход из ÐÐТО развÑжет руки Ñтранам Запада Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑÑƒÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ‹ Ð½Ð°Ñ€ÑƒÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð°Ð² и Ñвобод турецких граждан, что завершитÑÑ ÑкономичеÑкими ÑанкциÑми и резолюциÑми в Совете БезопаÑноÑти ООÐ, даже еÑли не брать в раÑчет ÑкономичеÑкую ÑоÑтавлÑющую и резко выраÑтающие инвеÑтиционные риÑки.
ПредÑтавлÑетÑÑ, что турецким руководÑтвом Ñто проÑчитываетÑÑ. Пока мы видим гневную риторику Ðрдогана по вопроÑу вмешательÑтва ЕС во внутритурецкие дела и призывы к СШРдоказать, что они ÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¾Ð¼. Ðто Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ñ€ÐµÐ°ÐºÑ†Ð¸Ñ Ð½Ð° попытку военного переворота и нагнетание иÑтерии в общеÑтве, чтобы Ñделать вÑе возможное Ð´Ð»Ñ ÑƒÐ½Ð¸Ñ‡Ñ‚Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð½ÑƒÑ‚Ñ€ÐµÐ½Ð½ÐµÐ¹ оппозиции. Ð’ то же Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ðрдоган понимает, что поÑле разрыва Ñ Ð—Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð¾Ð¼ в ÑкономичеÑкой и военной Ñферах его дни в качеÑтве лидера будут Ñочтены, и не перейдет «краÑные линии», которые ему определÑÑŽÑ‚ÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð¼ÐµÐ½Ñ‚Ð°Ñ€Ð¸Ñми из БрюÑÑелÑ. Ð”Ð»Ñ Ðрдогана заÑвление о выходе из ÐÐТО означает начало его конца, поÑкольку тогда к его нейтрализации подключатÑÑ Ð¡Ð¨Ð. Референдум в Великобритании о выходе из ЕвроÑоюза не угрожал их ÑтратегичеÑким интереÑам. Ð¡Ð¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ Ñ Ð¢ÑƒÑ€Ñ†Ð¸ÐµÐ¹ и ÐÐТО – другое дело. Ðто покушение на целоÑтноÑÑ‚ÑŒ американÑкой ÑиÑтемы коллективной безопаÑноÑти.
Выйти из ÐÐТО без поÑледÑтвий Ð¢ÑƒÑ€Ñ†Ð¸Ñ Ð½Ðµ Ñможет, и разговоры на Ñту тему надо Ñчитать политичеÑкой ÑпекулÑцией. Ðрдоган умеет менÑÑ‚ÑŒ ориентиры в один день, что доказывают «прорывы» в улучшении двуÑторонних отношений Ñ Ð Ð¾ÑÑией и Израилем. Ðо превращать ЕС и СШРво врагов ему не нужно. Ðе Ñтоит забывать, что за ним Ñтоит только половина наÑелениÑ, а по мере ÑƒÑ…ÑƒÐ´ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ ÑкономичеÑкой Ñитуации, что СШРмогут обеÑпечить быÑтро, не наберетÑÑ Ð¸ Ñтого. ДоказательÑтвом Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ€ÐµÐ°Ð»Ð¸Ð¹ Ñтало то, что Ñамолеты ВВС СШРвозобновили полеты Ñ Ð±Ð°Ð·Ñ‹ ВВС «Инджирлик» через день поÑле провала путча. Ðрдоган пытаетÑÑ ÑƒÐ±ÐµÐ´Ð¸Ñ‚ÑŒ Запад закрыть глаза на дейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ узурпации влаÑти – не более того. Разрыв Ñ ÐÐТО может произойти только в том Ñлучае, еÑли к влаÑти придут крайние религиозные фанатики, что в Ñовременной Турции малореально.
Очевидно, что путь в ЕС Ð´Ð»Ñ Ðнкары закрыт, и Ðрдоган Ñто уже публично артикулировал. Ð’Ñе Ñтало ÑÑно уже поÑле того, как в немецком бундеÑтаге проголоÑовали за резолюцию о признании геноцида армÑн в ОттоманÑкой империи.
Из Ñтой «борьбы нервов» между Ðнкарой, СШРи ЕС РоÑÑÐ¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ‚ извлечь определенные дивиденды. Ðахождение Ðрдогана в «политичеÑкой блокаде» Ð´Ð»Ñ Ð Ð¾ÑÑии выгодно по разным ÑоображениÑм, включаÑ, конечно, и получение ÑкономичеÑких преимущеÑтв. ЕдинÑтвенный Ð¼Ð¸Ð½ÑƒÑ Ð·Ð°ÐºÐ»ÑŽÑ‡Ð°ÐµÑ‚ÑÑ Ð² вероÑтноÑти того, что о перÑпективах крупных инфраÑтруктурных проектов в Ñнергетике типа реанимации идеи «Турецкого потока» можно забыть. ЕС Ñделает вÑе возможное, чтобы не допуÑтить реализации плана превратить Турцию в оÑновной центр поÑтавок газа в Европу. Что, впрочем, избавлÑет РоÑÑию от ÑоответÑтвующих риÑков.
Ð’ интервью «РейтерÑ» Ðрдоган заÑвил об огрехах в работе разведки и пообещал реорганизовать вооруженные Ñилы. Он указал, что в ближайшее Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð² Турции поÑвитÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ð°Ñ Ð²Ð¾ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ñтруктура. Сказанное им Ñтавит точку на ÑообщениÑÑ… СМИ о том, что МИТ знала о готовÑщемÑÑ Ð¿ÑƒÑ‚Ñ‡Ðµ заранее и предупредила военное командование о выÑтуплении мÑтежников. При Ñтом она не проинформировала президента, а ее контрагенты в Генеральном штабе позднее были ареÑтованы как «Ñрые заговорщики».
ЕÑли взÑÑ‚ÑŒ на веру, что в заговоре учаÑтвовали вÑе уже задержанные и отÑтраненные от работы и Ñлужбы в Турции военные и гражданÑкие чины чиÑлом более 10 Ñ‚Ñ‹ÑÑч человек, то разведÑлужба работает очень плохо. Ðе отÑледить заговор заранее через агентурные Ñети при таком количеÑтве учаÑтников нереально. Глава МИТ Ð¥. Фидан получил в полное раÑпорÑжение оÑновную Ñтанцию радиоÑлектронной разведки, которую вывели из Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð¾ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ñ…. МИТ передали и курдÑкое доÑье, забрав его из Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¶Ð°Ð½Ð´Ð°Ñ€Ð¼ÐµÑ€Ð¸Ð¸. ПоÑледнюю поÑле Ñтого чиÑтили под предлогом Ð¸Ð·Ð±Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñ‚ Ñторонников Гюлена, в результате чего произошли резкий отток квалифицированных кадров и падение ÑƒÑ€Ð¾Ð²Ð½Ñ Ð±Ð¾Ñ€ÑŒÐ±Ñ‹ Ñ ÐºÑƒÑ€Ð´Ñкими ÑепаратиÑтами.
То, что из разведки уже уволили 180 человек, ÑвидетельÑтвует: МИТ была не в курÑе проиÑходÑщего. ПоÑледÑтвием Ñтого будет отÑтранение Фидана от занимаемой должноÑти в ближайшее времÑ. Того давно отправлÑÑŽÑ‚ в отÑтавку, проча ему меÑто поÑла Турции в Японии. Ðто ÑчиталоÑÑŒ опалой, но, похоже, Ð´Ð»Ñ Ð¤Ð¸Ð´Ð°Ð½Ð° дело может закончитьÑÑ ÐºÑƒÐ´Ð° хуже, вплоть до обвинений в учаÑтии в заговоре. Ðапомним, что поÑле его прихода на поÑÑ‚ Ñ€ÑƒÐºÐ¾Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ÐµÐ»Ñ ÐœÐ˜Ð¢ Ñту Ñтруктуру ждали маÑÑовые чиÑтки. ЧиÑло выходцев из вооруженных Ñил, которые при прежних режимах и президентах ÑоÑтавлÑли 40–45 процентов, в наÑтоÑщее Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ ÐµÐ´Ð²Ð° превышает четыре процента. Как ÑледÑтвие упал профеÑÑиональный уровень Ñотрудников, занÑÑ‚Ñ‹Ñ… на оперативной работе.
Ðто видно на примере деÑтельноÑти поÑольÑкой резидентуры МИТ в МоÑкве. Ранее были во многом подготовленные в тренировочных учебных заведениÑÑ… СШРразведчики. Затем их меÑта занÑли люди из «партийного набора» ПСР. СиÑтема Ñоциальных лифтов, которую разработала админиÑÑ‚Ñ€Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ðрдогана, чтобы Ñменить закоÑтенелый и враждебный ему гоÑударÑтвенный и Ñиловой аппарат, увеличивает Ñлекторальную поддержку президента, но ронÑет качеÑтво работы Ñиловых ведомÑтв, Ð½Ð°Ñ€ÑƒÑˆÐ°Ñ Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ñ‹Ð¹ принцип Ñ„ÑƒÐ½ÐºÑ†Ð¸Ð¾Ð½Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð»ÑŽÐ±Ð¾Ð¹ Ñтруктуры – Ñохранение инÑтитута преемÑтвенноÑти поколений. Ðто же ожидает армию и гоÑударÑтвенный аппарат Турции в ближайшее времÑ.
Создание новой военной Ñтруктуры означает приход в Ñиловой блок молодых партийных функционеров из правÑщей Партии ÑправедливоÑти и развитиÑ, которые верны президенту, но очень Ñлабо подготовлены в профеÑÑиональном плане. До Ñтого турецкие военные училиÑÑŒ в учебных заведениÑÑ… СШРи Европы. Теперь в Ñилу отказа американцев ÑкÑтрадировать Гюлена (мало Ñомнений, что Вашингтон откажетÑÑ Ñто делать, Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ð±Ñ‹ потому, что СШРнадо Ñохранить в его лице рычаг влиÑÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° Ñитуацию в Турции) Ñти курÑÑ‹ Ð¿Ð¾Ð²Ñ‹ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ²Ð°Ð»Ð¸Ñ„Ð¸ÐºÐ°Ñ†Ð¸Ð¸ оказываютÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ вопроÑом. Рзначит, речи о Ñохранении на профеÑÑиональном уровне и техничеÑком оÑнащении турецких вооруженных Ñил нет и пока идти не будет.
Президент Ðрдоган вÑтал на Ñкользкий путь Ñ€ÐµÑ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð°Ñ€Ð¼Ð¸Ð¸ по образцу Ирана, где Ð¸Ð´ÐµÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð¼ÐµÐ½Ñет профеÑÑиональные качеÑтва. Война в Сирии показала неÑпоÑобноÑÑ‚ÑŒ такой армии воевать Ñколько-нибудь уÑпешно долгое времÑ. Иранцы не могли держать фронт в Сирии, что и привело к приходу на театр военных дейÑтвий там роÑÑийÑких ВКС.
Ð¡Ð¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ курдÑкого воÑÑÑ‚Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð° юго-воÑтоке Турции продемонÑтрировала доÑтаточно Ñлабую подготовку офицерÑкого ÑоÑтава ее вооруженных Ñил и жандармерии. ÐÑ€Ð¼Ð¸Ñ Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð»Ð°ÑÑŒ не готова к минно-фугаÑной и городÑкой войне. Ð’ Ñилу поÑледних Ñобытий внÑтных предпоÑылок к преодолению такого Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ» не видно и ждать их не приходитÑÑ. То же Ñамое Ñправедливо и по отношению к полиции, МИТ и жандармерии. Ð’ Ñтой ÑвÑзи Ñтоит ожидать Ð¿Ð°Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑƒÑ€Ð¾Ð²Ð½Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ñ„ÐµÑÑиональной работы в поÑольÑких резидентурах МИТ, в том чиÑле в ÑвÑзи Ñ Ñ‡Ð¸Ñткой личного ÑоÑтава.
Она уже идет, но оÑновной удар репреÑÑий придетÑÑ Ð½Ð° момент отÑтавки Фидана, на которой наÑтаивает премьер-миниÑÑ‚Ñ€ Турции Б. Йылдырым. Ð”Ð»Ñ Ñтого у него еÑÑ‚ÑŒ личные причины – в Ñвое Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ€Ñ Ð¤Ð¸Ð´Ð°Ð½Ñƒ в турецкой преÑÑе поÑвилиÑÑŒ фото шокирующего Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñына турецкого премьера в казино в Сингапуре. Причем еÑли чиÑтка в МИТ приобретет характер маÑÑовых репреÑÑий, Ñледует ожидать поÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ±ÐµÐ¶Ñ‡Ð¸ÐºÐ¾Ð² из чиÑла Ñотрудников, которые работают в Ñтой ÑпецÑлужбе за границей. Что в первую очередь важно не Ð´Ð»Ñ Ð³Ð¾ÑударÑтв ЕвроÑоюза, СШÐ, ИзраилÑ, Ирана и Египта (да и других Ñтран арабÑкого мира), но Ð´Ð»Ñ Ð Ð¾ÑÑии и поÑÑ‚ÑоветÑких реÑпублик, в том чиÑле Ð´Ð»Ñ Ñтран Центральной Ðзии.