Ð’ воÑкреÑенье иÑполнÑетÑÑ Ñ€Ð¾Ð²Ð½Ð¾ 75 лет Ñо Ð´Ð½Ñ Ð·Ð½Ð°Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ñ‚Ð¾Ð³Ð¾ ночного воздушного тарана, который Ñовершил Виктор Талалихин. И до Ñих пор Ñтот крайний метод воздушного боÑ, чреватый Ñамопожертвованием пилота, не потерÑл Ñвоей актуальноÑти. Потому Ñ Ñ‚Ð°Ñ€Ð°Ð½Ð°Ð¼Ð¸ в той или иной Ñтепени ÑвÑзаны многие иÑторичеÑкие ÑобытиÑ, Ð½Ð°Ñ‡Ð¸Ð½Ð°Ñ Ð¾Ñ‚ холодной войны и Ð·Ð°ÐºÐ°Ð½Ñ‡Ð¸Ð²Ð°Ñ Ñ‚ÐµÑ€Ð°ÐºÑ‚Ð¾Ð¼ 09.11.2001.
Воздушный таран – или, как его называют летчики, Ð²Ð¾Ð·Ð´ÑƒÑˆÐ½Ð°Ñ Â«Ñ€ÑƒÐºÐ¾Ð¿Ð°ÑˆÐ½Ð°Ñ Ñхватка» – возник практичеÑки одновременно Ñ Ð²Ð¾ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¹ авиацией и воздушным боем. Родоначальником Ñтого приема ÑвлÑетÑÑ Ñ€Ð¾ÑÑийÑкий летчик Петр ÐеÑтеров, Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ñ ÐµÐ³Ð¾ именем чаще ÑвÑзывают маневр, извеÑтный как Â«Ð¼ÐµÑ€Ñ‚Ð²Ð°Ñ Ð¿ÐµÑ‚Ð»Ñ» или Â«Ð¿ÐµÑ‚Ð»Ñ ÐеÑтерова».
Будучи военным летчиком, ÐеÑтеров думал прежде вÑего о приемах, которые пилот может иÑпользовать в воздушном бою, чтобы одержать верх над противником. Так он пришел к мыÑли о возможноÑти целенаправленного удара Ñвоим Ñамолетом по Ñамолету неприÑтелÑ. По мыÑли ÐеÑтерова, Ñледовало подойти Ñверху к вражеÑкому аÑроплану и, Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ²ÐµÐ´Ñ Ñвою машину на Ñнижение, Ñтукнуть его колеÑами шаÑÑи. Таким образом, полагал автор «мертвой петли», Ñамолет неприÑÑ‚ÐµÐ»Ñ Ð¿Ð¾Ñ‚ÐµÑ€Ñет управление и упадет.
Свою теорию 27-летний ÐеÑтеров проверил на практике 8 ÑентÑÐ±Ñ€Ñ 1914 года, в Ñамом начале Первой мировой войны – и, увы, ценой Ñвоей жизни. Он, как и планировал, подошел Ñверху к авÑтрийÑкому бомбардировщику «ÐльбатроÑ» и ударил его Ñверху колеÑами, но Ñила ÑÑ‚Ð¾Ð»ÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ€Ð°Ð·Ñ€ÑƒÑˆÐ¸Ð»Ð° обе машины. Можно добавить, что в марте 1915 года роÑÑийÑкий летчик-Ð°Ñ ÐлекÑандр Казаков вновь применил таран, уничтожив таким образом немецкий Ñамолет, но не погиб и даже Ñмог привеÑти Ñвой поврежденный аÑроплан на аÑродром.
ÐÐ¾Ð²Ð°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð° – новые герои
Лето 1941 года. Ðад ÑоветÑкими городами поднимаютÑÑ ÐºÐ»ÑƒÐ±Ñ‹ дыма. Воздух ÑотрÑÑают взрывы ÑнарÑдов и авиабомб. ОтÑтупление войÑк КраÑной армии порой переходит в наÑтоÑщее бегÑтво. Трибунал и раÑÑтрел «за труÑоÑть» приÑутÑтвуют в Ñти дни в Ñдающих позиции чаÑÑ‚ÑÑ… куда чаще, чем награды за мужеÑтво и героизм. И тем не менее были те, кто удоÑтоилÑÑ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ наград. Первыми ГероÑми СоветÑкого Союза в дни ВОВ Ñтали летчики-иÑтребители, Ñовершившие воздушные тараны. Ðто Степан Здоровцев, Петр Харитонов и Михаил Жуков. ВпоÑледÑтвии в ходе войны их подвиги повторили Ñвыше 300 (некоторые иÑточники приводÑÑ‚ цифру 600) ÑоветÑких летчиков.
Были Ñреди них и наÑтоÑщие маÑтера тарана. Двое из них – Ðиколай Терёхин и ÐлекÑей ХлобыÑтов – таким образом уничтожили за Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ‹ по три Ñамолета противника. Причем ХлобыÑтов Ñовершил наÑтоÑщее чудо: Ð»ÐµÑ‚Ð°Ñ Ð½Ð° ленд-лизовÑком «американце» P-40 «Томагавк», он Ñбил таранными ударами два немецких Ñамолета – «МеÑÑершмитт-110» и «МеÑÑершмитт-109» в ходе одного воздушного Ð±Ð¾Ñ Ð¸ поÑле Ñтого умудрилÑÑ Ð¿Ð¾Ñадить машину на Ñвоем аÑродроме Ñ ÑƒÐºÐ¾Ñ€Ð¾Ñ‡ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¼ почти на одну треть крылом. Другой ÑоветÑкий летчик Ð‘Ð¾Ñ€Ð¸Ñ ÐšÐ¾Ð²Ð·Ð°Ð½ за годы войны Ñовершил четыре тарана, причем, лишившиÑÑŒ глаза в результате ранениÑ, вернулÑÑ Ð² Ñтрой и продолжил летать.
ИзвеÑтен один воздушный таран, Ñовершенный женщиной: 12 ÑентÑÐ±Ñ€Ñ 1941 года Екатерина Зеленко, Ð¿Ð¸Ð»Ð¾Ñ‚Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð²ÑˆÐ°Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð½Ñ‹Ð¹ бомбардировщик Су-2, уничтожила таким образом «МеÑÑершмитт-109». Увы, Ð¾Ñ‚Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð°Ñ Ð»ÐµÑ‚Ñ‡Ð¸Ñ†Ð° погибла.
СохранилиÑÑŒ ÑÐ²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ преднамеренных таранах, Ñовершенных летчиками Польши, Болгарии, ЮгоÑлавии, Ðнглии, Греции, Германии и Японии. Правда, Ñто были единичные Ñпизоды. Из перечиÑленных Ñтран Ñамый маÑÑовый характер тараны принÑли в Стране воÑходÑщего Ñолнца, что, впрочем, не удивительно: ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð°Ñ Ð¼Ð¸ÑÑÐ¸Ñ ÐºÐ°Ð¼Ð¸ÐºÐ°Ð´Ð·Ðµ предÑтавлÑла Ñобой таран, Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ð¸ по наземной цели. РаÑпроÑтраненноÑть Ñреди ÑпонÑких летчиков культуры ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¿Ð¾Ð¶ÐµÑ€Ñ‚Ð²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ€Ð°Ð´Ð¸ победы над врагом Ñоздавала предпоÑылки Ð´Ð»Ñ ÑƒÐ½Ð¸Ñ‡Ñ‚Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‚Ð°ÐºÐ¸Ð¼ же образом противников в небе.
Ð’ иÑтории Второй мировой войны также был зафикÑирован один Ñлучай воздушного тарана, Ñовершенного американÑким пилотом. Ð’ 1945 году в ходе битвы за Окинаву лейтенант корпуÑа морÑкой пехоты СШРРоберт Клингман перехватил на Ñвоем иÑтребителе «КорÑар» ÑпонÑкий Ñамолет-разведчик «Ðики». СблизившиÑÑŒ на диÑтанцию огнÑ, Клингман нажал на гашетки, но пушки молчали. Очевидно, их проÑто заклинило. Ðе Ð¸Ð¼ÐµÑ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¾Ð¹ возможноÑти оÑтановить Ñпонца, Клингман решилÑÑ Ð½Ð° таран. Огромным пропеллером «КорÑара» он буквально отпилил хвоÑÑ‚ «Ðики». ПоÑле тарана пилоту удалоÑÑŒ благополучно поÑадить поврежденный Ñамолет на воду, где его подобрали американÑкие морÑки. Ð”Ð»Ñ ÑпонÑкого Ñкипажа храброÑть американца имела куда более трагичеÑкие поÑледÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ â€“ никто из пилотов «Ðики» не выжил.
СоветÑкий Ñмертник против ПауÑÑ€Ñа
ÐаÑтупил май 1945-го. Ðа Ñмену «горÑчей» пришла Ñ…Ð¾Ð»Ð¾Ð´Ð½Ð°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð°, Ð¿Ñ€Ð¾Ð¿Ð¸Ñ‚Ð°Ð²ÑˆÐ°Ñ Ð½ÐµÐ´Ð¾Ð²ÐµÑ€Ð¸ÐµÐ¼ и подозрительноÑтью Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñƒ ВоÑтоком и Западом. Каждый шаг одной Ñтороны воÑпринималÑÑ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¾Ð¹ как попытка нанеÑти ущерб, а потому еÑтеÑтвенно, что учаÑтники «великого противоÑтоÑниÑ» ÑтремилиÑÑŒ получить макÑимум информации о дейÑтвиÑÑ… друг друга, оÑобенно в оборонной Ñфере.
Одну из ключевых ролей в Ñтом Ñборе данных играла авиаразведка. Во второй половине 1950-Ñ… годов в воздушное проÑтранÑтво СССРзачаÑтили американÑкие выÑотные Ñамолеты-разведчики У-2. Полеты Ñти очень раздражали Кремль не только тем, что Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ€Ñ Ð¸Ð¼ американцы безнаказанно «подглÑдывали» за ÑоветÑкими Ñекретами. БезнаказанноÑть рейÑов крылатых «шпионов» демонÑтрировала превоÑходÑтво американÑких военных технологий над ÑоветÑкими. СоветÑкие перехватчики не могли доÑтать У-2 на двадцатикилометровой выÑоте, Ñ ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð¾Ð¹ Ñта Ð´Ð»Ð¸Ð½Ð½Ð¾ÐºÑ€Ñ‹Ð»Ð°Ñ Ð¼Ð°ÑˆÐ¸Ð½Ð° «раÑÑматривала» вÑе, что ее интереÑовало. Ðеудивительно, что задаче «наказать наглецов» была придана в СССРоÑÐ¾Ð±Ð°Ñ Ð³Ð¾ÑударÑÑ‚Ð²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾Ñть. Ðаказать, ÑобÑтвенно, уже было чем. С 1957 года на вооружение ÑоветÑких войÑк ПВО Ñтала поÑтупать Ð·ÐµÐ½Ð¸Ñ‚Ð½Ð°Ñ Ñ€Ð°ÐºÐµÑ‚Ð° С-75 «Двина», ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð³Ð»Ð° доÑтать У-2. И вот 1 Ð¼Ð°Ñ 1960 года наÑтал «момент иÑтины».
Ð’ тот день в ÑоветÑкое небо вторгÑÑ Ð¾Ñ‡ÐµÑ€ÐµÐ´Ð½Ð¾Ð¹ У-2, пилотируемый ФрÑнÑиÑом ГÑри ПауÑÑ€Ñом. Службы ПВО заÑекли его Ñ Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ‚Ð° переÑÐµÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ñ†Ñ‹, но Ñразу оÑтановить разведчика не было техничеÑкой возможноÑти. Лишь когда У-2 подошел к СвердловÑку, он оказалÑÑ Ð² зоне Ð¿Ð¾Ñ€Ð°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð¼ÐµÑ‰ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ñ… там ракетных комплекÑов С-75. Однако военное руководÑтво СССР, предвидÑ, Ñколько генеральÑких и маршальÑких «голов» может Ñлететь, еÑли «шпиону» удаÑÑ‚ÑÑ ÑƒÐ¹Ñ‚Ð¸ и на Ñтот раз, решило подÑтраховатьÑÑ. Ðа перехват У-2 был направлен новейший иÑтребитель Су-9, чиÑто Ñлучайно оказавшийÑÑ Ð² районе, где летел ПауÑÑ€Ñ. Машина Ñта могла доÑтичь выÑоты 20 километров. Ð’ тот день ее перегонÑл Ñ ÑибирÑкого завода в БелоруÑÑию Игорь Ментюков.
Самолет был «пуÑтым» – ни ракет, ни даже выÑотного Ð¾Ð±Ð¼ÑƒÐ½Ð´Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð»ÐµÑ‚Ñ‡Ð¸ÐºÐ°. Ðо главком ПВО Ñтраны, впоÑледÑтвии маршал авиации Евгений Савицкий отдал приказ: «Уничтожить любой ценой». Рна тот Ñлучай, еÑли пилот проÑвит «непонÑтливоÑть», добавил: «Таранить!». Савицкий знал, что на Ñамолете не было боекомплекта.
Удар Ñамолета на околозвуковой или Ñверхзвуковой ÑкороÑти о другой Ñамолет на выÑоте 20 километров неизбежно привел бы к разрушению обеих машин и потере их герметичноÑти. Ð”Ð»Ñ ÐœÐµÐ½Ñ‚ÑŽÐºÐ¾Ð²Ð°, не имевшего, как уже отмечалоÑÑŒ, выÑотного обмундированиÑ, Ñто означало верную гибель. Таким образом, в отличие от прочих летчиков, у которых был ÑˆÐ°Ð½Ñ Ð²Ñ‹Ð¶Ð¸Ñ‚ÑŒ поÑле тарана, он изначально взÑл на ÑÐµÐ±Ñ Ñ€Ð¾Ð»ÑŒ летчика-Ñмертника. Да, он мог отказатьÑÑ, но кто его знает, что там за Ñамолет-нарушитель, вдруг он неÑет атомную бомбу? Тогда Ñто может обернутьÑÑ Ð³Ð¸Ð±ÐµÐ»ÑŒÑŽ Ð´Ð»Ñ Ñотен тыÑÑч человек. И Ментюков принÑл решение лететь. Уже в воздухе он обратилÑÑ Ð¿Ð¾ радио Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ñьбой позаботитьÑÑ Ð¾ беременной жене и матери. «ЗемлÑ» заверила: «ВÑе будет Ñделано».
Ментюков вышел на 20-километровую выÑоту, Ñтал «наводитьÑÑ» Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰ÑŒÑŽ «земли», но Ñлишком Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ°Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð½Ð¸Ñ†Ð° ÑкороÑтей (У-2 был дозвуковым Ñамолетом, а Су-9 шел на «Ñверхзвуке») не позволила ÑоветÑкому пилоту точно выйти в хвоÑÑ‚ «шпиону». Он проÑкочил мимо него, а на повторный заход уже не хватило топлива. «ЗемлÑ» дала отбой.
Дальнейшее извеÑтно. По ПауÑÑ€Ñу был выпущен «веер» из Ñеми–воÑьми ракет С-75, одна из которых взорвалаÑÑŒ позади У-2. Ð’Ð·Ñ€Ñ‹Ð²Ð½Ð°Ñ Ð²Ð¾Ð»Ð½Ð° разломала ÐºÑ€Ñ‹Ð»ÑŒÑ Â«ÑˆÐ¿Ð¸Ð¾Ð½ÑƒÂ», прервав его полет под СвердловÑком. Увы, Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð°Ñ Ñ€Ð°ÐºÐµÑ‚Ð° из того же «веера» Ñбила МиГ-19, также поднÑтый на перехват ПауÑÑ€Ñа Ð´Ð»Ñ Â«Ð¿Ð¾Ð´Ñтраховки», Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ð² Ñтом не было никакого ÑмыÑла: иÑтребитель данного типа по Ñвоим техничеÑким возможноÑÑ‚Ñм не Ñмог бы доÑтичь выÑоты, на которой летел разведчик. Пилотировавший МиГ-19 Ñтарший лейтенант Сергей Сафонов погиб.
Жертв могло быть и больше. Ведь, помимо Сафонова, на перехват У-2 начальÑтво ПВО поднÑло еще один МиГ-19 – Ñ Ñ‚Ð¾Ð¹ же целью продемонÑтрировать Ñвое Ñлужебное рвение выÑшему военному и партийному руководÑтву Ñтраны. Его пилотировал капитан Ð‘Ð¾Ñ€Ð¸Ñ ÐйвазÑн, но ему удалоÑÑŒ уйти от ракет. Ментюкову, кÑтати, тоже пришлоÑÑŒ от них уворачиватьÑÑ.
Ðа Ñтом можно было бы закончить раÑÑказ о неÑоÑтоÑвшемÑÑ Ñмертельном таране Ментюкова, еÑли б не одно обÑтоÑтельÑтво. ПауÑÑ€Ñ ÑƒÐ²ÐµÑ€Ñл, что его Ñбила не ракета, а Ñамолет. Ðту верÑию подтверждает и ÑвидетельÑтво Ñамого Ментюкова. По его Ñловам, У-2 попал в Ñпутный Ñлед от его перехватчика. Данный Ñлед предÑтавлÑет Ñобой Ñильнейшую турбулентноÑть, которую и не выдержала конÑÑ‚Ñ€ÑƒÐºÑ†Ð¸Ñ Ñамолета-разведчика. Ментюков утверждает, что Савицкий знал об Ñтом и даже поблагодарил его Ñо Ñловами: «Без Ñ‚ÐµÐ±Ñ Ð±Ñ‹ он ушел». Почему же было не Ñказать правду о том, как в дейÑтвительноÑти прервалÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÑ‚ ПауÑÑ€Ñа? По мнению Ментюкова, Ñделано Ñто было в политичеÑких целÑÑ….
Ðикита Хрущев был, как извеÑтно, горÑчим Ñторонником ракетного Ð²Ð¾Ð¾Ñ€ÑƒÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ полагал, что Ð²Ð¾ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð°Ð²Ð¸Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ñ‚Ð¾Ð»ÑŒÐºÐ¾ Ð·Ñ€Ñ Â«Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÐ´Ð°ÐµÑ‚Â» бюджетные деньги. Таким образом, по «закону жанра» ракета С-75 проÑто обÑзана была Ñбить ПауÑÑ€Ñа.
Тараны «разрÑдки» и «заморозков»
Ключевые Ñлова: иÑториÑ, авиакатаÑтрофы, авиациÑ, подвиг, Ð’Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ð¼Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð°, 11 ÑентÑÐ±Ñ€Ñ 2001 года, боевые Ñамолеты, ÐŸÐµÑ€Ð²Ð°Ñ Ð¼Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð°
Пришедший в Белый дом в 1969 году президент Ричард ÐикÑон провозглаÑил переход от «Ñпохи раздоров к Ñпохе переговоров». Политика Ñта получила название «разрÑдки»: МоÑква и Вашингтон оÑтавили пиÑтолеты в руках, но по крайней мере ÑнÑли пальцы Ñ ÐºÑƒÑ€ÐºÐ¾Ð². КазалоÑÑŒ, неÑанкционированные Ð²Ñ‚Ð¾Ñ€Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² воздушное проÑтранÑтво Ñ Ñ†ÐµÐ»ÑŒÑŽ «подглÑдеть» оÑталиÑÑŒ в прошлом, Ñледовательно, на чужой Ñамолет, поÑвившийÑÑ Ð±ÐµÐ· предварительного Ñ€Ð°Ð·Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² небе СССРили СШÐ, не Ñтанут Ñразу же Ñмотреть Ñквозь перекреÑтье прицела.
Увы, дейÑтвительноÑть опровергла Ñти надежды. 28 ноÑÐ±Ñ€Ñ 1973 года капитан Геннадий ЕлиÑеев на иÑтребителе МиГ-21 взлетел на перехват Ñамолета, нарушившего границу СССРв районе находÑщейÑÑ Ð² Ðзербайджане МуганÑкой долины. Ðарушителем оказалÑÑ Ð¸Ñ€Ð°Ð½Ñкий иÑтребитель-бомбардировщик F-4 «Фантом II». По некоторым данным, он не заблудилÑÑ, а выполнÑл разведывательный полет.
ЕлиÑеев получил приказ: «Уничтожить!». Выпущенные ракеты прошли мимо. Ðарушитель Ñтал уходить. По неизвеÑтной причине ЕлиÑеев не иÑпользовал уÑтановленную на Ñамолете пушку. Возможно, она проÑто отказала. ВидÑ, что F-4 Ñкоро выйдет из воздушного проÑтранÑтва СССР, пилот принÑл решение идти на таран. Ðкипаж «Фантома», ÑоÑтоÑвший из двух человек, катапультировалÑÑ, был задержан ÑоветÑкими пограничниками и вÑкоре оÑвобожден. РМиГ-21 ЕлиÑеева врезалÑÑ Ð² гору. Летчик погиб и поÑмертно был удоÑтоен Ð·Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð“ÐµÑ€Ð¾Ñ Ð¡Ð¾Ð²ÐµÑ‚Ñкого Союза.
Ð’ 1981 году в СШРк Ñвоим обÑзанноÑÑ‚Ñм приÑтупил новоизбранный президент Рональд Рейган, провозглаÑивший «креÑтовый поход» против «империи зла», то еÑть против СССРи его Ñоюзников. БеÑкомпромиÑÑноÑть, Ð¾Ð·Ð½Ð°Ð¼ÐµÐ½Ð¾Ð²Ð°Ð²ÑˆÐ°Ñ ÑоветÑко-американÑкие отношениÑ, означала незамедлительный и жеÑткий отпор любым (пуÑть даже непреднамеренным) попыткам одной Ñтороны поÑÑгнуть на территориальный Ñуверенитет другой.
ГрузинÑкий аÑродром Сандар. Солнце, фрукты, кавказÑкое гоÑтеприимÑтво. К тому же – далеко от «горÑчих» западных границ, разделÑющих ОВД и ÐÐТО. Именно там наиболее вероÑтны конфликты и инциденты, а здеÑÑŒ – живи и радуйÑÑ.
ЕÑли такие чувÑтва и были в душе у капитана Валентина КулÑпина, то 18 Ð¸ÑŽÐ»Ñ 1981 года от них не оÑталоÑÑŒ и Ñледа. Приказ по громкой ÑвÑзи: «733-й, на вылет». 733-й – Ñто позывной КулÑпина. Через неÑколько минут пилотируемый им перехватчик Су-15 уже в воздухе. КулÑпин видит Ð½Ð°Ñ€ÑƒÑˆÐ¸Ñ‚ÐµÐ»Ñ â€“ четырехмоторный турбовинтовой Ñамолет неопределенной раÑкраÑки, иллюминаторы задраены. Позже уÑтановÑÑ‚, что Ñто был «грузовик» CL-44 аргентинÑкой авиакомпании Transporte Aéreo Rioplatense, который доÑтавлÑл оружие из Ð˜Ð·Ñ€Ð°Ð¸Ð»Ñ Ð² Иран. Ð’Ñ€Ñд ли он Ñознательно вторгÑÑ Ð² воздушное проÑтранÑтво СССР. Скорее вÑего, проÑто заблудилÑÑ.
КулÑпин получает приказ: принудить Ð½Ð°Ñ€ÑƒÑˆÐ¸Ñ‚ÐµÐ»Ñ Ðº поÑадке на ÑоветÑком аÑродроме. Капитан пытаетÑÑ Ð¾Ñ‚Ñ‚ÐµÑнить «четырехмоторник» вглубь территории СССР, но тот не поддаетÑÑ. ПонимаÑ, что еще неÑколько минут, и Ñамолет выйдет из ÑоветÑкого воздушного проÑтранÑтва, командование отдает КулÑпину приказ: «Цель уничтожить!».
Су-15 «виÑит» почти Ñ€Ñдом Ñ CL-44, но на перехватчике только ракеты дальнего дейÑтвиÑ. СтрелÑть ими в упор беÑÑмыÑленно – пройдут мимо. ОтÑтать километра на полтора – потерÑть времÑ, за которое нарушитель выйдет за границу СССР, и там его уже не Ñобьешь – будет международный Ñкандал. ОÑтаетÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾ – таранить.
КулÑпин не камикадзе. Он ÑтараетÑÑ Ð½Ð°Ð½ÐµÑти удар так, чтобы при Ñтом Ñамому оÑтатьÑÑ Ð² живых. ОÑторожно «подлезает» под плоÑкоÑть транÑпортника, фонарем кабины почти каÑаÑÑÑŒ дюралÑ, и медленно начинает двигатьÑÑ Ð²Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ´. Вот крыло оÑталоÑÑŒ позади, и над головой Ñнова чиÑтое небо. Ðто означает, что «гильотина» ÐºÐ¸Ð»Ñ Cу-15 вплотную подошла к задней кромке плоÑкоÑти CL-44. Пора! Пилот двигает вперед рычаг ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð²Ð¸Ð³Ð°Ñ‚ÐµÐ»ÐµÐ¼, киль перехватчика вÑпарывает крыло нарушителÑ.
Оба Ñамолета повреждены наÑтолько, что дальше продолжать полет не могут. КулÑпин катапультируетÑÑ Ð¸ через неÑколько минут уже на земле. Из четырех членов Ñкипажа разбившегоÑÑ Ñ‚Ñ€Ð°Ð½Ñпортника (три аргентинца и один британец) не выжил никто.
Как Ñудили победителÑ
Трудно предÑтавить Ñебе большую Ñтепень подлоÑти, чем та, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ð±Ñ‹Ð»Ð° проÑвлена по отношению к КулÑпину поÑле тарана. Его помеÑтили в гоÑпиталь, таков порÑдок: почти двадцатикратные перегрузки при катапультировании, нервно-пÑихологичеÑкий ÑтреÑÑ, нужно провеÑти медицинÑкое оÑвидетельÑтвование, чтобы убедитьÑÑ, что здоровью летчика ничто не угрожает. Ð’ гоÑпитале и началиÑÑŒ Ñтранные вещи. Сначала в больничную палату ÑвилиÑÑŒ чины из комиÑÑии округа. Подробно раÑÑпроÑив пилота о деталÑÑ… поединка, один из полковников шепнул ему: «Скажи, что команды Ñбивать Ñ Ð·ÐµÐ¼Ð»Ð¸ не было».
Видимо, кто-то Ñильно иÑпугалÑÑ, что за приказ уничтожить цель, который летчик в мирное Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð¾Ð³ выполнить только путем тарана, по голове не погладÑÑ‚. КулÑпин понÑл: еÑли так, то его ждет трибунал. Уничтожить даже Ñвного Ð½Ð°Ñ€ÑƒÑˆÐ¸Ñ‚ÐµÐ»Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÑƒÑˆÐ½Ð¾Ð¹ границы без приказа – преÑтупление. Когда к нему пришли генералы из комиÑÑии Минобороны, летчик долго не признавалÑÑ, что приказ Ñбить Ð½Ð°Ñ€ÑƒÑˆÐ¸Ñ‚ÐµÐ»Ñ Ð±Ñ‹Ð» – не хотел подвеÑти командование Ñвоей чаÑти и однополчан, не Ð·Ð½Ð°Ñ ÐµÑ‰Ðµ, как его подÑтавили отцы-командиры.
Офицер из полка КулÑпина, подполковник БагдаÑарÑн Ñтер запиÑÑŒ переговоров Ñ 733-м и, разумеетÑÑ, команды на уничтожение чужого Ñамолета. РаÑÑледование дела подполковника БагдаÑарÑна ÑпуÑтили на тормозах. Его не Ñудили, не уволили из Вооруженных Ñил, а вот давление на КулÑпина, напротив, было уÑилено. Подвиг отважного пилота могли превратить в должноÑтное преÑтупление, а по тем временам Ñто грозило многолетним заключением и даже выÑшей мерой наказаниÑ.
Вновь помогло чудо: какой-то дотошный генерал из Ñтоличной комиÑÑии вÑе-таки нашел на резервном КП запиÑÑŒ тех Ñамых переговоров и выÑÑнил, что КулÑпин дважды получил приказ уничтожить нарушителÑ.
Ð’ официальном Ñообщении ТÐСС, разумеетÑÑ, ничего не было Ñказано о воздушном таране, тем более о летчике, который его Ñовершил. Капитана КулÑпина предÑтавили к званию Ð“ÐµÑ€Ð¾Ñ Ð¡Ð¾Ð²ÐµÑ‚Ñкого Союза. Ðо в конечном итоге «Золотую звезду» ему так и не вручили, Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ð¿Ð¾ ÑоветÑкой «шкале заÑлуг», ÑложившейÑÑ ÐµÑ‰Ðµ в годы Второй мировой войны, пилот был безоговорочно доÑтоин Ñамой выÑокой награды СССР. Взамен КулÑпину дали Орден КраÑного знамени, да и то по оÑобому, закрытому ÑпиÑку. Ведь, получи КулÑпин «ГероÑ», Ñлишком многим из выÑшего военного руководÑтва Ñтраны, первоначально не доверÑвшим ему и даже пытавшимÑÑ Ð¾Ð±Ð²Ð¸Ð½Ð¸Ñ‚ÑŒ в Ñовершении воинÑкого преÑтуплениÑ, пришлоÑÑŒ бы признавать Ñвои ошибки. Ртак вроде бы признали, но лишь чаÑтично и дав понÑть, что КулÑпин тоже виноват. Ð’ чем? Ðаверное, в том, что выгораживал «Ñвоих», иÑкренне Ð²ÐµÑ€Ñ Ð² офицерÑкую взаимовыручку и летное братÑтво. Или в том, что проÑто попал под дейÑтвие подловатого принципа: «То ли он украл, то ли его обокрали, а, в общем, он замешан в какой-то иÑтории». Рразве мог Герой СоветÑкого Союза быть в чем-нибудь замешан?
Ð’ 1987 году был еще один Ñлучай, правда, непреднамеренного воздушного тарана, Ñовершенного ÑоветÑким летчиком. Старший лейтенант ВаÑилий Цимбал на Су-27 отгонÑл от Северного флота норвежÑкий четырехмоторный Ñамолет-разведчик «Орион». Ð¡Ð¾Ð²ÐµÑ€ÑˆÐ°Ñ Ð¼Ð°Ð½ÐµÐ²Ñ€Ñ‹ вблизи норвежца, он Ñлучайно задел килем его винт. Обломки пропеллера пробили фюзелÑж «Ориона», поÑле чего он был вынужден вернутьÑÑ Ð½Ð° базу. Су-27 Ñо Ñлегка поврежденным килем тоже благополучно Ñовершил поÑадку уже на Ñвоем аÑродроме.
СчаÑÑ‚Ð»Ð¸Ð²Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð½ÐµÑ‚ÐºÐ°
Так ее дейÑтвительно зовут – Хизер Лаки Пенни. Звучит как Хизер СчаÑÑ‚Ð»Ð¸Ð²Ð°Ñ ÐœÐ¾Ð½ÐµÑ‚ÐºÐ°, но, Ñтрого говорÑ, Ñлово «монетка» пишетÑÑ Ð² английÑком немного по-другому – penny. Она – одна из первых американок, кто воÑпользовалÑÑ Ð¾Ñ‚Ð¼ÐµÐ½Ð¾Ð¹ в 1991 году запрета на учаÑтие женщин в боевых вылетах. Когда за Ñто проголоÑовал КонгреÑÑ, Хизер изучала литературу в УниверÑитете Пердью и готовилаÑÑŒ Ñтать учительницей, но решила в корне изменить Ñвою Ñудьбу и Ñтать военным летчиком. Во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ ÑƒÑ‡ÐµÐ±Ñ‹ в универÑитете у нее уже была Ð»Ð¸Ñ†ÐµÐ½Ð·Ð¸Ñ Ñ‡Ð°Ñтного пилота, она выроÑла в авиационной Ñемье, ее отец был летчиком-иÑтребителем, воевавшим во Вьетнаме. «Я вÑегда хотела быть иÑтребителем, как мой папа», – Ñказала она в интервью The Washington Post.
Ее мечта ÑбылаÑÑŒ: Хизер оÑвоила иÑтребитель F-16 и Ñтала одной из первых боевых летчиц СШРнового поколениÑ. Ð’ то оÑеннее утро 2001 года она была пилотом 121-й ÑÑкадрильи Воздушной национальной гвардии округа КолумбиÑ, базировавшейÑÑ Ð½Ð° военно-воздушной базе ÐÐ½Ð´Ñ€ÑŽÑ Ð²Ð±Ð»Ð¸Ð·Ð¸ Вашингтона. ВмеÑте Ñо Ñвоими коллегами она проходила предполетную подготовку, когда кто-то заглÑнул в комнату и Ñказал, что во Ð’Ñемирный торговый центр врезалÑÑ Ñамолет.
Дата 11.09.2001 навÑегда запомнитÑÑ Ñовременникам клубами Ð¾Ð³Ð½Ñ Ð¸ дыма, вырывавшимиÑÑ Ð¸Ð· башен-близнецов в Ðью-Йорке, ÑилуÑтами лайнеров, подлетающих к ним на неправдоподобно низкой выÑоте, а поÑле иÑчезающих в их ÑтеклÑнных Ñтенах. ÐžÐ³Ñ€Ð¾Ð¼Ð½Ð°Ñ Ð´Ñ‹Ñ€Ð° в Пентагоне, пылевой «гриб», вÑпухающий над Ðью-Йорком, неÑкончаемый вой Ñирен пожарных, полицейÑких, Ñанитарных машин и другие картины, материализовавшиеÑÑ Ð¸Ð· какой-то жуткой фантаÑмагории, потрÑÑали. Ðо еще больше потрÑÑало то, что ÑÐ°Ð¼Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ñ‰Ð½Ð°Ñ Ð² мире держава, Ð¾ÐºÑ€ÑƒÐ¶ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð°Ð²Ð¸Ð°Ð½Ð¾Ñцами, подводными лодками, ÑтратегичеÑкими бомбардировщиками и ракетами, Ð¸Ð¼ÐµÑŽÑ‰Ð°Ñ Ð¾Ñнащенную по поÑледнему Ñлову техники армию и полицию, получила удар в Ñамое «Ñердце» от группы диких муÑульманÑких фанатиков, вооруженных ножами Ð´Ð»Ñ Ð²ÑÐºÑ€Ñ‹Ñ‚Ð¸Ñ ÐºÐ°Ñ€Ñ‚Ð¾Ð½Ð½Ñ‹Ñ… коробок.
Ð’ первый Ñ‡Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ñле атак на Ð’Ñемирный торговый центр Ñфир заполнен паничеÑкими ÑообщениÑми СМИ о захваченных террориÑтами двух или трех, а может – четырех, пÑти или шеÑти рейÑовых Ñамолетах. Ðикто не знает, где они находÑÑ‚ÑÑ Ð¸ куда летÑÑ‚. ГражданÑкие авиалайнеры, вид которых в небе вызывает у большинÑтва людей приÑтные аÑÑоциации Ñ Ð¿ÑƒÑ‚ÐµÑˆÐµÑтвиÑми, вÑтречами Ñ Ñ€Ð¾Ð´Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ и друзьÑми, вдруг Ñтали Ñимволами Ñмерти и разрушениÑ, ведь неизвеÑтно, который из них оÑталÑÑ Ð¿Ð°ÑÑажирÑким Ñамолетом, а который уже превратилÑÑ Ð² бомбу Ñ ÐºÑ€Ñ‹Ð»ÑŒÑми. Уже пришло Ñообщение об атаке на Пентагон. Следующими целÑми могут быть Белый дом или КонгреÑÑ. Времени на Ñ€Ð°Ð·Ð´ÑƒÐ¼ÑŒÑ Ð¸ определение, кто еÑть кто в небе Ðмерики, уже нет. Ðо кое-ÐºÐ°ÐºÐ°Ñ ÑÑноÑть вÑе же поÑвилаÑÑŒ: Ñтало извеÑтно, что один из захваченных террориÑтами Ñамолетов – Ñто «Боинг-757» авиакомпании «Юнайтед Ðрлайнз», летевший рейÑом 93 из Ðьюарка, штат Ðью-ДжерÑи в Сан-ФранциÑко, штат КалифорниÑ. Теперь он летел на Вашингтон. И нужно было Ñделать вÑе, чтобы его оÑтановить.
Поразительно, но в районе Ñтолицы СШРне оказалоÑÑŒ ни одного Ñамолета-иÑтребителÑ, ÑпоÑобного веÑти бой. СейчаÑ, поÑле Ñобытий 9/11, таких как минимум два, оба во «вÑеоружии». Ðо тогда на ÐÐ½Ð´Ñ€ÑŽÑ Ð±Ñ‹Ð»Ð¸ F-16, приÑпоÑобленные лишь Ð´Ð»Ñ Ð²Ñ‹Ð¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‚Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð¾Ñ‡Ð½Ñ‹Ñ… полетов. ДоÑтавить ракеты, зарÑдить пушку – чаÑ. Ðтого времени не было. Что напоминает Ñитуацию 1960 года под СвердловÑком. Ведь тогда на пути ПауÑÑ€Ñа тоже вÑтал единÑтвенный Ñамолет, ÑпоÑобный «доÑтать» У-2, но, как и «ÑндрюÑовÑкие» F-16, он был «пуÑтым».
Решение лететь было принÑто почти мгновенно. «Лаки, ты Ñо мной», – броÑил в Ñторону Хизер полковник Марк СеÑÑевилль, натÑÐ³Ð¸Ð²Ð°Ñ Ð½Ð° ÑÐµÐ±Ñ Ð»ÐµÑ‚Ð½Ñ‹Ð¹ комбинезон. «ÐÐ°Ñ Ð²ÐµÐ´ÑŒ не учили Ñбивать лайнеры, – раÑÑказывал позже СеÑÑевилль в интервью The Washington Post. – ЕÑли вы повредите ему двигатели, он может перейти на планирование и «дотÑнуть» до цели. ПоÑтому Ñ Ð´ÑƒÐ¼Ð°Ð», что бить нужно по пилотÑкой кабине или по крылу».
Когда Пенни крикнула техникам, чтобы вытащили заглушки из воздухозаборников, ее F-16 уже тронулÑÑ Ñ Ð¼ÐµÑта, наушники на голове Ñтаршего техника вÑе еще был подключены через провод к Ñамолету, а Ñам он бежал Ñ€Ñдом Ñ Ð½Ð¸Ð¼, на ходу Ð²Ñ‹Ð´ÐµÑ€Ð³Ð¸Ð²Ð°Ñ Ð¸Ð· крыльев предохранительные чеки. Ð’Ñкоре два иÑÑ‚Ñ€ÐµÐ±Ð¸Ñ‚ÐµÐ»Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð»ÐµÑ‚ÐµÐ»Ð¸ над дымÑщимÑÑ ÐŸÐµÐ½Ñ‚Ð°Ð³Ð¾Ð½Ð¾Ð¼ и на ÑкороÑти порÑдка 640 километров в Ñ‡Ð°Ñ Ð²Ð·Ñли ÐºÑƒÑ€Ñ Ð½Ð° Ñеверо-запад, оглÑÐ´Ñ‹Ð²Ð°Ñ Ð³Ð¾Ñ€Ð¸Ð·Ð¾Ð½Ñ‚ в поиÑках рейÑа 93 «Юнайтед Ðрлайнз». ОÑтатьÑÑ Ð¶Ð¸Ð²Ñ‹Ð¼ поÑле тарана шанÑов немного. Как Ñделать так, чтоб их было больше? СеÑÑевилль раÑÑчитывал дернуть ручку катапульты в тот момент, когда его Ñамолет ударит «Боинг-757». «ВрÑд ли бы Ñто помогло», – признавал он. Пенни же боÑлаÑÑŒ промахнутьÑÑ Ð¼Ð¸Ð¼Ð¾ цели при попытке катапультироватьÑÑ Ð´Ð¾ тарана. «ПредÑтавьте, вы покидаете кабину, а ваш иÑтребитель, вмеÑто того чтобы ударить другой Ñамолет, пролетает Ñ€Ñдом Ñ Ð½Ð¸Ð¼Â», – позже раÑÑказала она. Очевидно, Ñтрах не выполнить задание был Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐµ Ñильнее Ñтраха Ñмерти. «Я дейÑтвительно думала, что взлетаю поÑледний раз в жизни», – вÑпоминала Лаки.
Важное, ужаÑающее уточнение: отец Хизер Джон Пенни в то Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð±Ñ‹Ð» капитаном «Юнайтед Ðрлайнз», Ð»ÐµÑ‚Ð°Ñ ÐºÐ°Ðº раз на «Боингах-757». То еÑть его рука могла держать штурвал того Ñамого Ñамолета, который ÑобиралаÑÑŒ таранить Лаки. Позвонить родителÑм и ÑпроÑить не было времени. «Ðто звучит беÑчувÑтвенно, ведь речь идет о моем отце, – позже раÑÑказывала она, – но у Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð½Ðµ было никакой возможноÑти узнать, кто пилотировал тот Ñамолет. И чеÑтно говорÑ, даже еÑли б Ñ ÑƒÐ·Ð½Ð°Ð»Ð°, Ñто никак не повлиÑло бы на то, что Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ð° была Ñделать».
Ðи Марку, ни Хизер не пришлоÑÑŒ жертвовать Ñвоими жизнÑми, чтобы оÑтановить захваченный террориÑтами Ñ€ÐµÐ¹Ñ 93 «Юнайтед Ðрлайнз». Ðто Ñделали за них паÑÑажиры того рейÑа, оÑтавив на одном из полей ПенÑильвании отпечаток Ñвоего подвига в виде выгоревшего пÑтна, уÑеÑнного обломками лайнера. Ðо полноÑтью избежать так и не Ñтавшего Ñвью ужаÑа от необходимоÑти убить близкого человека Лаки вÑе же не удалоÑÑŒ. Позднее выÑÑнилоÑÑŒ, что капитаном 93-го рейÑа был ДжейÑон Дал – один из лучших друзей Джона Пенни, Ñ ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ñ‹Ð¼ они вмеÑте проходили подготовку Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÑ‚Ð¾Ð² в «Юнайтед».
Итак, от ÐеÑтерова до Лаки Пенни. Ðужно обладать незаурÑдным воображением, чтобы предÑтавить Ñебе тот путь, который прошла Ð¼Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ñ Ð°Ð²Ð¸Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð¾Ñ‚ Ñшитых на Ñкорую руку «Ñтажерок» Первой мировой, Ñ Ñ‚Ñ€ÑƒÐ´Ð¾Ð¼ обгонÑвших паровоз, до Ñамолетов, ÑпоÑобных летать почти в три раза быÑтрее пули, забиратьÑÑ Ð² ÑтратоÑферу и поражать неÑколько целей одновременно.
Ðо при вÑех тех изменениÑÑ…, которые произошли в авиации, одно в ней оÑталоÑÑŒ неизменным – Ð±Ð¾ÐµÐ²Ð°Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ‡Ð°, которую иногда нужно решить любой ценой, даже еÑли цена – жизнь пилота. Ð Ñто значит, что, пока ÑущеÑтвует Ð²Ð¾ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð°Ð²Ð¸Ð°Ñ†Ð¸Ñ, таран будет оÑтаватьÑÑ Ñƒ нее на вооружении как крайнее ÑредÑтво Ð²Ñ‹Ð¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»ÐµÑ‚Ñ‡Ð¸ÐºÐ°Ð¼Ð¸ «Ñвоей работы».