Отношения РФ и Турции, несмотря на демонстрируемые сторонами добрые намерения, вряд ли вернутся к состоянию, предшествовавшему осени 2015 года, когда интересы Москвы и Анкары напрямую столкнулись в Сирии.
Решение уничтожить российский военный самолет было жестом, призванным продемонстрировать недовольство Р. Т. Эрдогана нарушением его планов. Сегодня этот кризис преодолен, по крайней мере формально. В результате обрушения по ряду направлений турецкой экономики, проблем во внутренней, внешней политике и безопасности турецкий президент вынужден пытаться наладить отношения с Россией и Израилем. Руководство РФ пошло навстречу, но, насколько можно понять, отношения с Турцией будет строиться на основе прагматичных расчетов, лишенных того доверия, которое Анкара не оправдала.
Переговоры президентов Путина и Эрдогана, прошедшие 9 августа в Санкт-Петербурге, вызвали взрыв комментариев на Западе и были во многом посвящены (по крайней мере в публичной части) восстановлению экономических отношений двух стран. Рассмотрим их итог, опираясь на материалы эксперта ИБВ Э. О. Касаева, подготовленные им для института и посвященные одной из главных тем двусторонней встречи на высшем уровне: возобновлению проекта «Турецкий поток». Формат переговоров, которые были проведены с участием министров и руководителей госкомпаний с обеих сторон, этому способствовал. Итоги предварительных переговоров вызвали комментарии многочисленных наблюдателей, в том числе на высшем уровне, что указывает на влияние, которое этот проект окажет на систему энергоснабжения Европы, если будет реализован.
С ветки на ветку
Проект строительства газопровода «Турецкий поток» возник в декабре 2014 года, когда из-за обструкции ЕС был сорван проект строительства газопровода «Южный поток», который должен был быть проложен по дну Черного моря из Анапского района в болгарский порт Варну. Планируемая магистраль из России в Турцию должна была состоять из четырех веток (как и «Южный поток») пропускной мощностью до 63 миллиардов кубических метров в год. Четверть природного газа предназначалась Турции, оставшийся объем предполагалось доставлять на границу с Грецией, откуда его должны были забирать государства-потребители из Южной Европы. По оценке «Газпрома», суммарные затраты на прокладку всех четырех веток составляли около 11,4 миллиарда евро.
Проект заморозили после охлаждения отношений между Москвой и Анкарой из-за сбитого в ноябре прошлого года турецкими ВВС российского бомбардировщика Су-24 в небе над Сирией. В период обострения отношений Анкара официально заявляла о том, что Турция обойдется без российского голубого топлива, хотя поставки «Газпрома» покрывают около 60 процентов потребностей турецкого газового рынка. В июне Эрдоган официально извинился за инцидент. Позднее в Анкаре заговорили о возобновлении проекта.
«Турецкий поток» уже подготовлен российской стороной к практической реализации: в России готова инфраструктура для поставок газа в магистраль, закуплены трубы для морской части и заключены контракты на строительство. Проект межправительственного соглашения российская сторона направила Анкаре еще до политического обострения. Однако претерпела изменение конфигурация проекта: с четырех ниток по 900 километров каждая он сократился до двух. Каждая из них должна обладать пропускной способностью по 15,75 миллиарда кубометров в год для турецкого рынка и юга Европы. От границы с Турцией магистраль предположительно продолжит проектируемый газопровод «Посейдон» через Грецию и Ионическое море на юг Италии.
При этом часть согласований турецкой стороны еще необходимо получить. Не хватает пока и подписанного Анкарой межправительственного соглашения. По словам Эрдогана, его страна хочет взять на себя половину расходов на строительство своего отрезка газопровода. При этом для привлечения к работам строителей из Турции необходимо отменить ограничения, введенные в их отношении РФ. Характерно, что накануне встречи Путина и Эрдогана Болгария заинтересовалась возобновлением работ по проекту «Южный поток». Пойдя на поводу у Еврокомиссии, София потеряла около 400 миллионов евро в год за транзит сырья. Однако Россия не получала от нее гарантий возобновления работ.
По окончании встречи двух лидеров в Санкт-Петербурге министр энергетики РФ Александр Новак сказал, что прокладку первой ветки «Турецкого потока» реально завершить во второй половине 2019 года. По его прогнозу, межправительственное соглашение может быть подписано в октябре. В свою очередь глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что компания ведет по этому проекту переговоры с турецкими партнерами.
15 августа глава МИДа Турции М. Чавушоглу предложил подключить эту магистраль к Трансанатолийскому газопроводу (TANAP), по которому планируется поставлять азербайджанский газ в Европу по проекту «Южный газовый коридор», включающий трубопроводы TANAP и TAP, ресурсная база которых – месторождение «Шах-Дениз» с запасами около 1,2 триллиона кубических метров. По словам Чавушоглу, с помощью «Турецкого потока» страна будет ежегодно закупать 16 миллиардов кубометров российского газа для внутреннего рынка. Остальные объемы могут экспортироваться по TANAP.
По этой магистрали протяженностью 1850 километров планируется поставлять шесть миллиардов кубометров газа в год для внутреннего рынка к 2018-му и десять миллиардов кубометров для поставок в Европу к началу 2020-го. Стоимость проекта оценивается в 9,3–11 миллиардов долларов. TAP протяженностью 882 километра и начальной пропускной способностью 10 миллиардов кубометров в год должен принимать газ с месторождения «Шах-Дениз-2» у магистрали TANAP на границе Греции и Турции. Газопровод должен пересечь Балканы, Адриатическое море и на юге Италии войти в ГТС Snam. Стоимость проекта – 5,6 миллиарда евро. Соглашение о строительстве ТАР Греция, Албания и Италия подписали в 2013 году.
Оценивая проект «Турецкий поток», стоит подчеркнуть, что он может разбалансировать сложившуюся за последние 20 лет систему газовых маршрутов через территории Турции и ЕС, что вызывает бурную реакцию ряда стран, от Белоруссии, Польши и Украины до Грузии, Ирана и Азербайджана.
Скромный иранский экспорт
С одной стороны, «Турецкий поток» осложнит Ирану выход на европейский рынок природного газа. С другой – может усилить заинтересованность западных государств в иранском топливе как альтернативном. ЕС с 2014 года высказывает заинтересованность в нем. Иранские власти заявляли о готовности экспортировать газ в Европу по трубопроводу «Набукко». США предлагали Ирану присоединиться к TANAP. При этом в 2015-м уровень производства газа в ИРИ составил 192,5 миллиарда кубометров (в России – 573,3 млрд. куб. м). В 2015 году Иран продал 8,3 миллиарда кубометров, из которых 7,8 миллиарда приобрела Турция (в 2014-м – 8,9 млрд), а 0,5 миллиарда кубометров – Армения (в 2014-м – 0,7 млрд). За январь – май 2016 года Иран экспортировал в Турцию 3,35 миллиарда кубометров. Его доля в турецком газовом импорте за эти пять месяцев составила 16,79 процента.
Турция, невзирая на строительство «Южного газового коридора» и возрождение проекта поставок из России, планирует интенсифицировать импорт голубого топлива из Исламской Республики. Тегеран и Анкара не раскрывают цену на газ, но по некоторой информации, она составляет порядка 480 долларов за тысячу кубометров. Российское сырье обходится в полтора раза дешевле. Иран до последнего времени не соглашался предоставлять турецким клиентам скидки в отличие от «Газпрома». Турция выиграла иск в Международном арбитражном суде на получение скидки на иранский газ, закупленный с 2011 года. Истец требовал компенсацию в 35,5 процента от действующей цены и получит ее в денежном эквиваленте или дополнительными поставками сырья.
Как представляется, в краткосрочной перспективе Иран не сможет серьезно увеличить поставки газа Турции. Большинство месторождений в ИРИ находятся на юге. Существующая система газопроводов не всегда обеспечивает поставки даже контрактных объемов, когда в самой ИРИ растет потребление. Мощность магистрали «Иран – Турция» составляет 14 миллиардов кубометров в год, а на расширение денежных средств ни у Тегерана, ни у Анкары нет. Высоки риски терактов, так как труба пролегает через курдскую территорию.
В 2015 году Иран предложил транспортировать азербайджанский и туркменский газ через свою территорию в Турцию и далее в ЕС, однако этот проект вряд ли поддержит Азербайджан из-за позиции ИРИ по Карабахскому конфликту, в котором Тегеран, формально нейтральный, серьезно учитывает позицию Еревана.
Баку не видит рисков
Азербайджан, осваивающий месторождение «Шах-Дениз-2», является одним из основных инвесторов и крупнейшим участником строительства транспортной инфраструктуры для экспорта газа в ЕС. Его затраты на реализацию «Южного газового коридора» составят около 13 миллиардов долларов. Начало поставок сырья с «Шах-Дениз-2» намечено на 2018 год. Основные объемы попадут на европейский рынок при неясной ценовой конъюнктуре и неопределенности на нем. При этом Баку не рассматривает «Турецкий поток» как серьезную угрозу своей газовой стратегии.
Баку полагает: если подводная часть трубопровода пройдет параллельно «Голубому потоку», появится техническая возможность поставок российского газа по трубопроводу TANAP, что обеспечит его необходимую загрузку и снизит сроки окупаемости. Как заявил директор по международным связям Иранской национальной газовой компании (NIGC) А. Рамезани, Исламская Республика, с которой в начале этого года сняли западные санкции, могла бы использовать разрабатываемый Россией газопровод «Турецкий поток» для доставки своего газа в Европу, если этот маршрут в Иране сочтут наиболее подходящим.
Двусторонний газотранспортный проект России и Турции явно не в интересах Грузии. Она остается в стороне от транзита голубого топлива и от соответствующих доходов, что важно при ухудшающемся экономическом и социальном положении страны. В 2015 году Грузинский центр глобальных исследований провел конференцию, посвященную «Турецкому потоку». Политики и эксперты критиковали власти за то, что они не попытались подключиться к российско-турецкому проекту с учетом национальных интересов.
Славянский транзит
Киев против «Турецкого потока». По мнению главы МИДа Украины Петра Климкина, потепление отношений между РФ и Турцией не ухудшит отношения Киева и Анкары, но если будет реализован «Турецкий поток», в проигрыше останется вся Европа, а не только Украина. По его мнению, Россия хочет создать на территории Турции газовый хаб, который не будет подпадать под европейские правила. При этом через Украину по Трансбалканскому газопроводу на турецкий рынок идут существенные объемы российского голубого топлива.
Примечательно, что Украина выступает не только против «Турецкого», но и против «Северного потока-2», по которому российский газ предполагается транспортировать по дну Балтийского моря в Германию, а оттуда в другие страны Европы.
Против создания СП с участием «Газпрома» и пяти европейских компаний (для строительства и управления трубопроводом «Северный поток-2») в конце июня выступил и Польский офис защиты конкуренции и потребителей (UOKiK, местный антимонопольный регулятор). 12 августа появилась информация, что потенциальные участники проекта («Газпром», Engie, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall) отказались от создания консорциума. Но понимая, что в долгосрочной перспективе Европе необходимы бесперебойные поставки больших объемов природного газа по приемлемой цене, «Газпром» скорее всего продолжит переговоры с европейцами о перспективах «Северного потока-2». По прогнозам, к 2030 году потребность Европы в природном газе возрастет примерно на 150 миллиардов кубометров.
В конце 2019-го истекает транзитный договор с Москвой о поставках российского газа в Европу, по которому Украина за прокачку сырья ежегодно получает примерно два миллиарда долларов. При потере этих денег ситуация в экономике страны станет критической. У Киева не будет средств гасить западные кредиты. Если запустят «Турецкий поток», полностью загрузят «Северный» и построят «Северный-2», Украина лишится транзитного статуса. По данным «Укртрансгаза», за 2015 год через нее было транспортировано 67,1 миллиарда кубометров российского газа (на 8% больше, чем в 2014-м), из них 64,2 миллиарда кубометров – для государств ЕС и 2,9 миллиарда кубометров – для Молдавии.
Что до Белоруссии, там эксперты считают отказ от «Южного потока» поражением России в Европе, а «Турецкий поток» – инструментом давления на транзитные страны. Минск полагает, что в условиях противостояния РФ и Запада посредническая роль Белоруссии будет востребована, она станет центром принятия решений в Восточной Европе, значимость транзита возрастет и не исключено строительство второй очереди «Ямал – Европа». Благо, «Газпром» владеет 100 процентами «Белтрансгаза», купленного за пять миллиардов долларов, и газопроводом «Ямал – Европа», идущим через белорусскую территорию. Россия загружает белорусские трубы на полную мощность (более 45 млрд куб. м), поэтому для увеличения прокачки нужно строить новую магистраль.
Следует отметить, что «Ямал – Европа» – транснациональный магистральный экспортный газопровод, введенный в действие в 1999 году, соединяет газовые месторождения севера Западной Сибири с потребителями в Европе. Он начинается в газотранспортном узле в Торжке (Тверская область) и проходит по территории РФ, РБ, Польши и ФРГ. Конечная западная точка – компрессорная станция «Мальнов» в районе Франкфурта-на-Одере, вблизи немецко-польской границы.
Новая газовая инфраструктура, построенная за счет РФ, обеспечит Белоруссии не только дополнительные налоговые поступления в бюджет и инвестиции, но и шанс использовать газопровод как рычаг давления на Москву по примеру Украины. С начала 2016-го Минск добивается снижения цены на российское голубое топливо. Белоруссия считает нормой платить по принципу равной доходности с поставками в Европу на фоне обвала цен на газ в ЕС. Однако в случае подорожания Минск хочет оставить за собой право вернуться к старому ценообразованию – стоимость газа на Ямале плюс плата за транзит. В России решили сократить экспорт нефти в Белоруссию в третьем квартале с 5,3 миллиона тонн до 3,5 миллиона. В июле Александр Новак дал понять, что это делается в связи с неполной оплатой белорусскими потребителями российского газа.
Согласья нет
Несмотря на обещания Анкары профинансировать половину строительства «Турецкого потока», для начала работ России необходимо получить необходимый пакет документов, включая межправительственное соглашение, выверить маршрут и число веток магистрали. Если Турция согласится на строительство одной ветки, имеющей пропускную мощность, достаточную лишь для покрытия ее нужд, проект будет невыгоден «Газпрому». Москве не стоит авансом предоставлять турецким компаниям скидку на газ до получения подписанных документов со стороны Анкары.
Проект не на руку Болгарии, которая теряет и нынешние, и потенциальные транзитные платежи. София пытается сохранить статус и доходы транзитера, реанимировав «Южный поток». Однако ее финансовые ресурсы для строительства трубы ограниченны.
Реакция Киева на возобновление переговоров по «Турецкому потоку» нервная. При помощи этого трубопровода Россия обойдет Украину, но компромисс возможен. Теоретически украинская ГТС востребована как аварийный запасной вариант перекачки газа в ЕС. Очевидно, украинцы будут настаивать на продлении транзитного контракта с «Газпромом». Ввод в строй российско-турецкой магистрали может быть косвенно выгоден Украине, которая перестала покупать российский газ напрямую с осени 2015 года. Дополнительные объемы сырья на рынке ЕС снизят цену на российский газ, приобретаемый Киевом по реверсу у европейских поставщиков.
Белоруссия вряд ли убедит Россию в необходимости расширения имеющихся газотранспортных мощностей. Она сближается с Западом и расширение экспортной инфраструктуры через ее территорию влечет риски для «Газпрома». Обострение отношений с Россией в нефтяной сфере также влияет на ситуацию.
Грузия осознает целесообразность участия в реализации «Турецкого потока», но невелика вероятность того, что она окажется надежным партнером РФ.
Ирану выгоднее договориться с Турцией о строительстве необходимой инфраструктуры для экспорта своего газа в Европу, чем примыкать к «Турецкому потоку».
Последний является конкурентом «Южного газового коридора», который строится с участием Азербайджана. Ввод в эксплуатацию российско-турецкой трубы снизит конкурентоспособность азербайджанского газа на европейском рынке.
ЕС будет делать ставку на проекты TANAP и TAP, чтобы заместить российский газ азербайджанским. В перспективе ресурсной базой «Южного газового коридора» может стать Иран.