Всю пятницу Владимир Путин посвятил подведению итогов состоявшихся в стране выборов, встретившись с Эллой Памфиловой и членами ЦИК, представителями парламентских партий и свежеизбранными губернаторами. Замглавы АП Вячеслав Володин последний раз присутствовал на этих встречах в своем нынешнем качестве. Как и прогнозировали СМИ, Путин предложил Госдуме утвердить Володина спикером Госдумы вместо отправленного в СВР Сергея Нарышкина.
Первой к Владимиру Путину пришли члены ЦИК во главе с Эллой Памфиловой. Она рассказала президенту, как прошли выборы, как проголосовали регионы, где и какие были нарушения в ходе выборов.
Пока глава государства продолжал общение с членами избиркома в закрытом для прессы режиме, в соседнем Екатерининском зале стали собираться представители прошедших в парламент партий. Ожидая выхода главы государства, они невольно группировались по интересам. Центром одного кружка стал Дмитрий Медведев, которого окружили однопартийцы-единороссы, и Владимир Жириновский со товарищи. В другом углу сгрудились представители КПРФ и "Справедливой России" во главе с Геннадием Зюгановым и Сергеем Мироновым. "Ну Москва и Санкт-Петербург - это вообще никуда не годится", - доносилось от этой "могучей кучки".
Суть возмущений прояснилась в ходе общения депутатов с президентом. Посетовав на многочисленные нарушения, не позволившие избраться в Думу таким видным коммунистам, как адмирал Комоедов, Зюганов привел в пример результаты по двум участкам в Москве и московской области, где голосование было "абсолютно чистым": в районе МГУ "Яблоко" и "Парнас" в сумме получили 44% голосов, в Подмосковье рядом с Физтехом - 45%. "Меня это тревожит, - заявил Зюганов, - Позиция "Парнаса" по ключевым вопросам ничего общего не имеет с госинтересами. Надо присмотреться к Петербургу и Москве, здесь еще и самая низкая явка - только треть избирателей пришла на выборы. А это столицы, на которые мы все должны равняться".
Лидеры других "оппозиционных" сил не замедлили присоединиться к травле демократов. Владимир Жириновский заявил: право выдвигать кандидатов на пост президента должны получить только парламентские партии. Сергей Миронов пошел еще дальше, призывая лишить госфинансирования и права не собирать подписи тех, кто не смог провести своих представителей в заксобрания хотя бы одной трети регионов.
Лидеры узаконенной оппозиции прозрачно намекнули, что в целом отрицательно относятся к расплодившимся партиям. "Надо перейти к трехпартийной системе, когда партия власти получает 305 мест, а остальные 145 делятся между двумя другими партиями", - заявил Жириновский, к пророчествам которого, как показывает многолетняя практика, иногда есть смысл прислушиваться. "Надо загнать все партии левого толка в Колонный зал и пусть они оттуда выйдут объединившимися. КПРФ тогда можно будет переименовать в соответствии с ее первым названием, дать 70 мест и ставить рядом с бюстами Ленина бюсты ее нынешнего руководителя", - продолжал свою мысль Жириновский. Оставшиеся 75 мандатов он, естественно, предложил зарезервировать за либерал-демократами.
- Я не первый раз слышу жалобы на количество партий, - отреагировал Путин, - Но ведь раньше говорили, что их слишком мало! Мы широко распахнули ворота для представителей разных политических сил не только для того, чтобы дурь каждого видна была, но и чтобы понять политический ландшафт - какие конкретные силы, стоят за теми, кто громче всех кричит. И сейчас это более-менее понятно. Тем не менее давайте подумаем, как сделать так, чтобы и принципы демократии не ущемить, и чтобы политическая структура сама себя не съела, - предложил ВВП.
Впрочем, на теоретических вопросах никто из лидеров задерживаться не стал - перед парламентскими партиями сейчас стоит много насущных проблем, которые при конституционном большинстве "Единой России" может решить только глава государства. "У вас полномочий в четыре раза больше, чем у генсека и в два раза больше, чем у Обамы, - заявил Зюганов, - Только вы можете сбалансировать ситуацию в Госдуме".
Чтобы обеспечить конструктивную работу нижней палаты парламента, Владимир Путин предложил сохранить то же самое распределение комитетов, которое было в Думе 6 созыва. Напомним, что единороссы тогда контролировали 15 комитетов, коммунисты - 6, справедливороссы - 5, а ЛДПР - 4. Сергей Миронов тут же выступил с инициативой принять по этому случаю особый закон "о гарантиях". Ведь в случае перераспределения комитетов "Справедливая Россия", набравшая меньше всех голосов избирателей, первой понесет потери. А Жириновский добавил, что претендует не только на международные дела, но и хочет сохранить за собой пост вице-спикера.
"Успех на выборах - это всегда новый вызов, новый рубеж, потому что с этими выборами люди связывают свои ожидания, и эти ожидания нужно оправдать", - обратился ко всем присутствующим президент. Брать рубежи Госдуме предстоит уже с другим спикером, поскольку Сергей Нарышкин в связи с переходом в СВР "продолжать не сможет и не будет". "Безусловно, избрание нового спикера - дело исключительно депутатского корпуса, - заверил Путин, - Но мы с Дмитрием Анатольевичем будем просить поддержать кандидатуру Вячеслава Викторовича Володина. Он знает, что такое парламентская работа, сам был депутатом и будучи в администрации президента поддерживал прямой контакт с депутатским корпусом. Надеюсь, это поможет ему выстроить работу".
Судя по реакции лидеров, проблем с поддержкой других фракций у Володина быть не должно. Только Миронов еле слышно пообещал подумать над предложенной кандидатурой. Хотя по закону новая палата парламента должна приступить к работе через 30 дней после оглашения результатов выборов, представители партий хором попросили президента ускорить их возвращение на рабочие места. Надоело агитировать, пора нажимать на кнопки. Путин не возражал: по его словам, Госдума должна приступить к работе 5 октября и сразу же заняться бюджетом. "А то мы тут сидим каждый день, вчера вот только после десяти вечера разошлись", - добавил он.