В среду президент Путин назначил уже бывшего главу Росатома Сергея Кириенко на место первого заместителя главы администрации президента. Кириенко сменит на этом посту Вячеслава Володина – архитектора нынешней политической системы России. И главный вопрос теперь: какие изменения ждут данную систему с приходом в АП принципиально нового для нее человека?
Первые периоды биографии Кириенко вполне стандартны для российских элитариев-«комсомольцев». Благополучная достаточно высокопоставленная семья. Элитная школа. Вуз, в котором руководил кафедрой его отец. Служба в советской армии. Начавшаяся на излете СССР карьера в комсомольских органах (первый секретарь Горьковского обкома ВЛКСМ). Затем органичный переход в возникший в стране бизнес – и сразу на топовые позиции. Во второй половине 1990-х новый карьерный взлет – в кресло заместителя, а потом и министра топлива и энергетики Российской Федерации.
Финальным аккордом этой эпохи в биографии Кириенко стало краткое руководство российским правительством в период дефолта 1998-го, который, собственно, и стал причиной отправки его в отставку.
Как правило, от таких ударов судьбы не оправляются. Как правило...
Между тем в среде людей посвященных, упоминая имя Сергея Кириенко, говорили, что он человек порядочный, искренне переживающий за судьбу России, что его премьерство было его сознательным выбором (он прекрасно осознавал, что дело кончится национальным банкротством, но взвалил на себя эту ношу, потому что кто-то должен был это сделать). А еще говорили, что он и впрямь талантливый управленец, умеющий наладить максимально эффективную работу в руководимых структурах.
Кириенко остался составной частью российской элиты, занимался публичной политикой (участвовал в выборах московского мэра, был руководителем фракции СПС в Думе), однако довольно быстро из нее ушел. Работал полномочным представителем президента в Приволжском федеральном округе, председателем Госкомиссии по химическому вооружению, а затем, в конце 2005 года, был назначен главой Федерального агентства по атомной энергии (позже трансформировавшегося в госкорпорацию «Росатом»).
Под руководством Кириенко Росатом стал мировым лидером атомной энергетики. Портфель его зарубежных заказов превышает 100 млрд долларов, корпорация проводит агрессивную и успешную экспансию на внешние рынки. Индия, Иран, Турция, Вьетнам, Финляндия – и это далеко не полный перечень стран, где Россия строит свои АЭС.
Но дело не просто в деньгах и прибылях. Росатом стал на равных с Газпромом и Роснефью важнейшим инструментом внешней политики России. Когда руководство страны говорит о России как об энергетической сверхдержаве, оно имеет в виду, что в нашем распоряжении есть не только природные ресурсы (за кадром звучат ехидные голоса про страну-бензоколонку), но и уникальная высокотехнологическая отрасль, в которой нам нет равных во всем мире. И это далеко не в последнюю очередь заслуга Кириенко лично.
Теперь Кириенко покинул Росатом, чтобы вернуться в куда более опасные и ненадежные воды российской внутренней политики.
Как минимум одна проблема – встраивания в систему и адаптации Кириенко на новом месте – явно не будет носить для него серьезный характер. Во-первых, потому, что он давным-давно является ее частью. Во-вторых, потому, что связан добрыми личными отношениями со всеми ключевыми фигурами, включая своего предшественника Вячеслава Володина, с которым они работали вместе. Отдельно стоит упомянуть длительное личное знакомство Кириенко с президентом Владимиром Путиным.
Хотя последние одиннадцать лет Кириенко решал в основном чисто управленческие задачи, не стоит забывать, что у него за спиной существенный политический опыт – участие в выборах, руководство фракцией в Государственной думе, работа полпредом, что подразумевает непосредственное взаимодействие с политическими и общественными силами. Так что он прекрасно знает и понимает пространство российской политики, в котором ему предстоит теперь работать.
Ключевые факторы новой работы Сергея Кириенко очевидны: впереди страну ждет очередная волна важных региональных выборов, а главное – выборы президента России.
В этих условиях управленческий опыт и оперативность Кириенко становятся критически значимыми.
Основными вопросами в этой ситуации становятся следующие: что нужно российскому гражданскому обществу и российской политике в текущий период? Сможет ли Сергей Кириенко удовлетворить общественный запрос? И чего от него ждать в принципе?
Вячеслав Володин является демиургом нынешней политической системы, значительно более либеральной (и по форме, и по существу), нежели та, что была построена в 2000-х. Можно с большой долей уверенности сказать, что Сергей Кириенко продолжит этот курс – по включению в политическую систему всех мало-мальски весомых и вменяемых сил, по взращиванию зрелости российской системы, по усилению ее стабильности (через диалог и интеграцию, а не закручивание гаек и усиление административной властной вертикали).