В крупнейшей социальной сети Фейсбук Виртуальный Дискуссионный Клуб «Мысль» на своей площадке в течении четырех дней проводил виртуальное интервью с Валерием Федоровичем Рашкиным, известным российским политиком, депутатом ГД РФ, первым секретарем московского ГК КПРФ, членом ЦК КПРФ. Участники Клуба задавали вопросы на тему о неизбежности коммунизма.
Традиционно виртуальное интервью открыл и задал первый вопрос руководитель Клуба Арам Аствацатуров:
-Здравствуйте уважаемый Валерий Федорович, спасибо за открытость и принятое приглашение в наш Клуб. Россия и коммунизм совместимы?
Валерий Федорович Рашкин: Здравствуйте Арам! Россия и коммунизм более чем совместимы. Наши культура и идеи социализма находятся в органическом единстве. Вся наша культура - идея правды, которая понимается как социальная справедливость. Именно российская мысль породила идею социального государства, которая в дальнейшем была усвоена всем миром. В дальнейшем именно в России было построено государство, в котором были реализованы базовые гарантии социальной справедливости. Многое из этого затем было взято европейцами и развито в лучшем виде, чем у нас. И сейчас социальные, левые идеи абсолютно доминируют в российском массовом сознании, причём даже в сознании среднего класса. Другое дело, как их реализовать. Нынешний режим, хотя он использует популистскую риторику социального формата, по факту является праволиберальным. Социальные гарантии по сравнению с 1990-м годом очень сильно сократились, как и инфраструктура.
Путинский режим только продолжил эту тенденцию. Мы ставим перед собой целью восстановление социального государства и просим нас в этом поддерживать.
Александр Евдокимов: Валерий Федорович, вы не раз заявляли, что в целом довольны качеством партийных СМИ, но теперь после выборов мы можем и даже должны признать, что они не работают так, как нам бы того хотелось. "Правда" слаба, к "Правде Москвы" еще больше претензий у коммунистов - там много откровенно непрофессиональных материалов. Эффективность весьма затратной "Красной Линии" на уровне статистической погрешности. Не пора ли внести серьезны изменения, в том числе кадровые?
Валерий Федорович Рашкин: Здравствуйте! А предлагаете на пост главного редактора "Правды Москвы", как я понимаю, себя? На самом деле у нас существует налаженная система, а вопрос дальнейшего роста партийной прессы упирается в финансы. Предела совершенству, конечно, нет, и мы будем работать в этом направлении настолько, насколько позволят финансы.
Доктор Ливси: Здравствуйте! Валерий Фёдорович, завершились выборы в Госдуму 7 созыва, завершились с плохим для коммунистов результатом. Одним из факторов, повлиявшим на результат, на мой субъективный взгляд, является неудовлетворительная работа отдельных секретарей первичных партийных отделений, в том числе и отсутствие поддержки кандидатов от КПРФ со стороны первичек. Какие шаги планирует предпринять МГК для улучшения работы так сказать "на земле"?
Валерий Федорович Рашкин: Здравствуйте! Вопросы после выборов есть ко всем: они касаются и работы секретарей первичных организаций, и секретарей горкома, и секретарей ЦК - всей партии в целом. Для этого мы сейчас проводим анализ. Во всех организациях сейчас идёт обсуждение: что не получилось, где недоработали, где недосмотрели. Это касается всего: и организации работы, и встреч, и агитматериалов. Этот анализ делается для того, чтобы не повторять ошибки.
Рамазан Бисултанов: Здравствуйте Уважаемый Валерий Фёдорович! Скажите, пожалуйста, почему вы (КПРФ) не хлопнули дверью и не ушли из Парламента после этих выборов. Ваши сторонники теперь не поверят вашу оппозиционность. На следующих выборах ваши сторонники отдадут, скорее всего, свои голоса другим левым. У вас есть еще шанс выбрать - быть вам, через пять лет, со щитом или на щите.
Валерий Федорович Рашкин: Здравствуйте уважаемый Рамазан ! Это ровно то, чего добивается администрация президента, - чтобы мы хлопнули дверью. Они говорят это уже 20 лет. Но мы не для того боремся, чтобы хлопать дверью. Мы используем думскую трибуну как возможность дойти с нашей программой до граждан. Желающие эту возможность прихлопнуть и подбрасывают подобные идеи. Уйти из Думы - значит уйти в историю. Ленин говорил: политика там, где миллионы. Вот Дума даёт нам возможность общаться с миллионами.
Георгий Шишков: Здравствуйте! Валерий Фёдорович, Вы говорите о "Неизбежности коммунизма", но пока деятельность Вашей партии направлена даже не на реализацию социал-демократических ценностей, которые поддерживали Маркс, Энгельс и Ленин а на архаизацию политической и социальной жизни в России, её откат в феодализм. В частности, я говорю о том, что Ваша партия НИ РАЗУ не поддержала ни а) независимые профсоюзы в их борьбе с олигархами; б) фермеров Кубани в борьбе с агрохолдингами; в) независимых дальнобойщиков в их борьбе с олигархом Ротенбергом (а здесь Ваши коллеги показали себя настоящими штрейкбрехерами). Не кажется ли Вам, что деятельность КПРФ противоположна целям, декларировавшимся во времена создания социал-демократического движения?
Валерий Федорович Рашкин: Георгий, Вы либо обладаете недостаточной информацией, либо намеренно вводите людей в заблуждение. КПРФ - единственная партия, которая поддержала дальнобойщиков . Мы добились снижения ставок и отсрочки введения этого закона. Мы им предложили создать профсоюз и провести съезд, часть из этих людей вступила в КПРФ. С фермерами в Ростове встречался Николай Коломейцев и встретился, и помог (в том числе материально), вытащил их из следственного изолятора. Этим занималась ростовская партийная организация. Ни одна другая партия с фермерами не встречалась. По поводу борьбы с олигархами - мы защищали (и в Думе, и и в суде) лётчиков "Аэрофлота. И победили.
Защищали работников "Главмосстроя", помогли организовать им забастовку. И тоже победили.
Другой вопрос, что это практически не освещается в СМИ. Да и количество независимых профсоюзов мизерно. И вот это действительно задача общества и партии в том числе - нужны по-настоящему независимые профсоюзы.
Александр Головчеко: Здравствуйте Валерий Федорович! Как Вы относитесь к лидеру движения «Трудовая Россия» В.И.Ампилову ? Почему нельзя сплотить оппозиционные партии и движения, как это было на выборах президента в 1996 году?
Валерий Федорович Рашкин: Добрый день! Нет этого движения. Он схлопнулся. У него нет свежих программных мыслей. Только крик. В конце концов, он скатился в помощь той же "Единой России". В пресс-конференциях, в которых я участвовал, он задавал каике-то провокационные вопросы, что-то выкрикивал... Что касается объединения оппозиционных партий, то объединяться не с кем. Вот эта куча "партий одного подъезда" была создана как раз для того, чтобы разъединять. У них - наши требования наша программа. Их цель - просто отнять у нас голоса.
Сергей Смирнов; Валерий Фёдорович здравствуйте! У меня вопрос не пора ли перейти к более активным действиям и отвечать на каждый антинародный закон Едра акциями протеста в виде митингов и шествий? А Думу использовать только как трибуну. Народ ждал от нас непризнания итогов выборов, а теперь я например просто не знаю ,что ответить людям на вопрос почему КПРФ признало такие фальсификации?
Валерий Федорович Рашкин: Здравствуйте! Можете смело отвечать, что КПРФ не признало такие фальсификации. Это наша официальная позиция. Евгений Колюшин, член ЦИК от КПРФ, также выразил особое мнение. Акции и митинги проводятся постоянно, другое дело - количество пришедших людей. Мы в меру возможностей наших СМИ постоянно объявляем обо всех мероприятиях: и в газетах, и в соцсетях, и на сайтах. Приходите, и нас станет больше.
Андрей Истомин: Валерий Фёдорович так почему всё таки не был поставлен вопрос об отставке правительства перед выборами? Правильно Смирнов написал и очков бы это нам прибавило!
Валерий Федорович Рашкин: Этот вопрос был нами поставлен в Думе. Другое дело, что Справедливая Россия, ЛДПР ну и, конечно, Единая Россия нас не поддержали. Чтобы отставить правительство в Государственной Думе, нужен 301 голос. Тут или политикой заниматься, или популизмом. Мы ставили этот вопрос и на улице. Провели шествие и митинг за отставку правительства. Сегодня тоже можно поставить вопрос об отставке правительства, но в Думе 343 единоросса, это бессмысленно. Единственный возможный путь - улица. Этим и будем заниматься.
Арам Аствацатуров: Уважаемый Валерий Федорович, каковы связи КПРФ и коммунистических партий в бывших республиках СССР? И есть ли перспектива развития левого движения в них?
Валерий Федорович Рашкин: Во всех бывших республиках без исключения есть коммунистические партии. Да, не везде они юридически зарегистрированы, не везде они разрешены. Допустим, запрещены в Прибалтике и на Украине, но там они действуют в подполье, с угрозой для жизни и свободы. Мы проводим совместные мероприятия, семинары, совещания, пленумы СКП-КПСС с участием партий всех республик. Всё это происходит регулярно. Программа, которая объединяет всех, - восстановление великой державы.
Арам Аствацатуров: Валерий Федорович, каково Ваше мнение о национал-коммунизме? Можете ли Вы предположить, что при укреплении олигархического строя в России национал-коммунизм будет доминирующем в мыслях россиян?
Валерий Федорович Рашкин: Да нет такого национал-коммунизма. Есть коммунистическая идеология и есть националистическая идеология. Они несовместимы и никогда не соединятся. Был фашизм в Германии, сейчас он развивается на Украине. И никакой коммунизм там рядом не стоял. Коммунизм - это равенство наций, уважение к их традициям и культуре. Националистическая идеология была осуждена Нюрнбергским процессом. Другой вопрос, что класс капитала относится к этому по-разному. Когда ему интересно и выгодно - он поддерживает националистические настроения, как это сейчас происходит на Украине. Но это уже другая история.
Александр Евдокимов: Валерий Федорович, даже во время Великой Отечественной войны провинившимся давали шанс на исправление. Немало бывших наших товарищей оказались пешками в руках правящей партии из-за личных обид и выступили против нас на выборах под флагом партии, именующей себя "Коммунисты России". Не стоит ли обратиться к ним и, если да, на каких условиях, с предложением вернуться в лоно родной Коммунистической партии Российской Федерации, простить им по-христиански грехи перед нами вольные и невольные ради сплочения рядов левых сил?
Валерий Федорович Рашкин: Никто никому не закрывал двери в КПРФ. Такой процесс, в общем-то, идёт. Например, после известного семигинского съезда, когда из наших рядов кто-то был исключён, а кто-то вышел. Люди, понявшие, что они ошиблись, возвращались. Так что перед теми, кто всё понял и признал, двери открыты. Но эти люди должны признавать программу партии и подчиняться партийной дисциплине. А создавать внутри партии разные движения и разные программы - неправильно. Это прямой путь к развалу изнутри.
Арам Аствацатуров: Валерий Федорович, цель коммунизма это победа коммунизма во всем мире.А как Вы представляете победу коммунизма в таких странах как Катар, Саудовская Аравия, Турция, Азербайджан?
Валерий Федорович Рашкин: Конечно, многое зависит от традиций, культуры, ментальности, образованности людей. Есть, например, племена в Африке, которые ещё находятся чуть ли не на уровне первобытнообщинного строя. А в мусульманских странах иной менталитет. Но это везде вопрос времени. Люди должны созреть для этого. Так что я вполне себе представляю победу коммунизма и в перечисленных Вами странах, просто произойдёт это не при нас, не при наших детях и внуках. Но коммунизм - высшая ступень развития человечества, и я убеждён, что все рано или поздно к этому придут.
Андрей Иванов: Уважаемый Валерий Фёдорович, по каким причинам коммунизм так ещё и не был нигде построен? Недостаточный уровень развития технологий и средств производства? Как вы рассматриваете западные эксперименты с "безусловным доходом" - не является ли это предтечей технической стороны реализации коммунизма? Современный уровень развития позволяет освободить массы людей от монотонного труда. Фактически их труд становится не нужен. В сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, транспорте, производстве, торговле, юриспруденции, управлении, обороне людей постепенно вытесняют роботы. Современные элиты могут прийти к решению сократить ненужное население, на содержание которого требуется тратить ограниченные ресурсы... Какие вы видите пути построения справедливого общества?
Валерий Федорович Рашкин: Построение коммунизма - очень длительный процесс, который зависит от множества факторов. И уровень образования, и готовность общества, и законы, и банковская система и многое-многое другое. И, конечно, всё это не делается за пару лет. Никто не может назвать точную дату, когда это будет сделано. Но именно в этом направлении нужно развиваться. Повышать качество образования, принимать соответствующие законы - вот тогда мы будем двигаться к справедливому обществу.
Арам Аствацатуров: Уважаемый Валерий Федорович, какие главные ошибки Вы видите в делах Ваших предшественниках из КПСС, ВКПб, РСДРП? Хотя бы самые ключевые, имеющие отголосок до наших дней.
Валерий Федорович Рашкин: Если брать самую явную - это то, что к власти были допущены предатели, которые развалили СССР. Ошибки, безусловно, были и мы их проанализировали. Это и однопартийная система. Да, когда-то все другие партии были запрещены, потому что они пытались восстановить капитализм с оружием в руках. Но потом, я считаю, надо было вернуться к многопартийной системе. Это и несменяемость власти, когда пару десятилетий все решения в государстве завязаны на одно лицо. Это и контакты с внешним миром, откуда можно было бы перенимать опыт, брать всё лучшее.
Александр Шведов: Валерий Федорович, в какой мере КПРФ является идеологической преемницей прежних коммунистов? Меня интересует аспект атеизма, борьбы с Церковью, массовые репрессии против священников и рядовых верующих и т.д. Сейчас религия в тренде и Геннадий Андреевич свечи в храме ставит, а не получится ли так, что когда народу клерикализация надоест, КПРФ возглавит новую борьбу с Церковью?
Валерий Федорович Рашкин: Коммунизм - материалистическое учение, которое основывается на научном знании, а не на вере. Однако в Уставе партии указано, что у нас свобода вероисповедания, поэтому мы спокойно относимся и к верующим членам партии. Другое дело, что это должно быть делом добровольным. Я, к примеру, против обязательного преподавания православия в школах. .