Нынешняя вашингтонская администрация будет обладать всей полнотой власти до 20 января, после чего политика Белого дома неизбежно изменится – туда въедет тот, кого Клинтон называла «марионеткой Путина». В таких условиях велик соблазн «быстро доделать» что-нибудь в Сирии, Ираке, ЕС или на Украине. Какие риски это несет для России?
Накануне президент США Барак Обама приказал Пентагону найти и ликвидировать главарей действующей в Сирии террористической группировки «Джабхат ан-Нусра». Об этом пишет газета The Washington Post – основный и исключительно активный в последнее время рупор уходящей администрации. Издание отмечает, что решение о ликвидации этой террористической угрозы отражает сдвиг в приоритетах американской администрации, которая на протяжении всей войны требовала ухода президента Башара Асада. Ведь именно «Нусра» является одной из наиболее боеспособных сил, эффективно сражающейся против сирийской власти.
Для решения задачи по устранению главарей предполагается, в частности, развернуть в театре военных действий еще больше беспилотников и усилить разведывательные возможности. Уточняется, что новый приказ главы государства расширяет полномочия Объединенного командования специальных операций США (JSOC) и позволяет задействовать дополнительные ресурсы разведки для борьбы против руководства «ан-Нусры». Как отмечается, Обама «встревожен» тем, что часть Сирии фактически превращается в новую базу операций «Аль-Каиды» у южного края Европы.
В Москве сдержанно отнеслись к этой информации. «Если президент США Барак Обама отдал распоряжение о ликвидации главарей террористической группировки «Джабхат ан-Нусра» - это можно только приветствовать. Однако у Москвы нет официальных подтверждений этого приказа», - отметил замглавы МИД России Сергей Рябков. - Сложно комментировать сообщения СМИ, особенно такого издания, как Washington Post, которое в последние месяцы не отличалось особой достоверностью сведений, которые там тиражировались. В ряде случаев они просто не соответствовали действительности».
В принципе, в истории еще не было прецедентов, чтобы «хромая утка» (то есть, уходящий президент) за два месяца до прощания с Белым домом начинала куролесить по всему миру. Да, сейчас Обама доделывает недоделанное и увеличивает размер абзаца, в котором про него будет написано в учебнике истории – и не более. Это – устоявшаяся политическая традиция.
Другое дело, что именно сейчас на глазах всего мира эти традиции ломаются. Дело ведь не только в том, что 44-й президент США уступает место 45-му, все куда глубже. Меняется партийная принадлежность администрации, а главное – на смену «системному» президенту (плоть от плоти той самой политической традиции) приходит президент «внесистемный», а «система» (она же традиция, она же deep state) обижена, унижена и склонна к мелкой мести. К тому же во время предвыборной кампании было отвергнуто правило, которому традиционно следовала американская демократия: действующий президент бросил все государственные дела и активно поддерживал «своего» кандидата – Хиллари Клинтон, то есть, разъезжал по предвыборным митингам, произносил прочувственные речи, жал руки и целовал младенцев. Ранее считалось незыблемым, что действующий президент дистанцируется от всех кандидатов, включая однопартийцев. Он должен стоять над схваткой, обеспечивая чистоту выборов. Этого больше нет.
При этом Обаму стали воспринимать «хромой уткой» раньше, чем это обычно случается с уходящими американскими президентами. Китайцы так и вовсе издевались: то трап к самолету забудут подать, то ковровую дорожку не пострелят. А сейчас тем более понятно, что о преемственности во внешней политике даже речи не идет. Быстрее всех это поняли в Европе, решив продлить санкции против России до дня инаугурации Трампа. А там уже посмотрят, что будет.
Другой важный момент: все эти два месяца американская администрация будет чрезвычайно загружена. Люди заняты как своими прямыми обязанностями, так и передачей дел, а также спешным поиском работы, благо многие убедили себя в неминуемой победе Хиллари Клинтон и насчет трудоустройства не нервничали. Организовывать в такой обстановке какой-нибудь масштабный «успех американского оружия» практически неосуществимо. Тем более, «поляна» для спешных действий небольшая. Мстить Китаю за отсутствие красной ковровой дорожки точно никто не будет, как и вводить какие-нибудь сверхсанкции против России. Поставить украинской армии 10 тысяч «джавелинов» и 100 тысяч беспилотников тоже не вариант. Ключевые игроки администрации Обамы (например, госсекретарь Джон Керри) два дня назад в одночасье потеряли мотив проявлять инициативу, потому не будет и чего-то прямо противоположного, например, усиления дипломатического урегулирования хоть в Сирии, хоть на Украине, хоть вокруг островов Спратли. Скорее всего, будет принято решение попытаться доделать недоделанное, а все остальное пустить на самотек, оставив в наследство Трампу в сложившемся виде. То есть, в форме первозданного хаоса.
Без сомнения, будет предпринята попытка все-таки взять Мосул или создать информационную ситуацию, при которой его можно будет объявить «взятым», причем, при замалчивании потерь со всех сторон, включая мирное население. Но с формальной точки зрения наступление на Мосул ведут иракские войска и не до конца легитимные курды, а американцы присутствуют только в виде «советников», которые, правда, регулярно несут потери. Можно, конечно, спровоцировать уже других курдов начать новое наступление на Ракку, но они без специальной мотивации с лавки не встанут, а про Трампа, кстати, уже слышали, так что явно предпочтут подождать. Выбрасывать же чисто американский десант в пустыню – безумие, до этого администрация ни одной «хромой утки» еще не дошла, а если вдруг дойдет, то в Пентагоне вполне могут упереться. Они не готовы бесславно и бесцельно гробить пару десантных батальонов, а потом отчитываться за это перед новым президентом.
В таком контексте объявление охоты за руководство «Ан-Нусры» выглядит особенно странно. Во-первых, все позиции группировки находятся в «зоне ответственности» России, и американские операции в глубине территории Сирии будут выглядеть как провокация. Но если провокация – это цель, то все возможно. Возобновление обширных боевых действий в восточном Алеппо вызовет очередной виток информкампании под лозунгом «Асад и Россия – палачи мирных сирийцев». Такую кампанию несколько англоязычных СМИ уже начали. Они публикуют репортажи из восточной части города, в которых представители интеллигентных и уважаемых профессий (врачи, школьные учителя английского языка) рассказывают, что ни за что не покинут город, поскольку не хотят жить «под Асадом и русскими» (а под джихадистами, видимо, хотят).
Суррогатный вариант для уходящей администрации: действительно изобразить охоту с беспилотников за некими людьми, которых потом можно будет объявить «лидерами «ан-Нусры». Назначить их просто. Тут надо понимать, что изначальный замысел концентрического наступления на Мосул себя не оправдал. Его ведь действительно никто не собирался брать штурмом, тем более, силами разложившейся иракской армии и плохо контролируемой пешмерги. Предполагалось, что боевики ИГИЛ, испугавшись окружения, массово потянуться на территорию Сирии, и в город можно будет заходить «при параде». Ошибка здесь в том, что уходить из окружения готовы те части джахадистов, которые состоят в основном из пришлых и наемников (и то – не все; фанатики скорее пересядут на джихад-мобили). А основу там составляют представители нескольких местных племен, которым в Сирии делать нечего, их там никто не ждет. Что же касается так называемого «мирного населения» - это те же самые племена, прекрасно вписавшиеся в новое Средневековье. Потому Мосул придется именно штурмовать, к чему никто не готов.
А вот спровоцировать возобновление масштабных боев в восточном Алеппо – это заманчивый способ отвлечь внимание от Мосула на «зверства Асада и русских». При этом даже не нужно предъявлять какие-то доказательства того, что американский беспилотник уничтожил «лидера ан-Нусры», - уж сколько раз «убивали» аль-Багдади, а этих персонажей и подавно никто в лицо не знает. Сама структура джихадистских квазигосударств изначально была построена на анонимности и коллегиальности за вычетом пары бывших офицеров иракской армии и бывших же функционеров партии «Баас».
Если выйти за рамки дипломатического языка, то в добрые намерения нынешней «хромой утки» верится с трудом. Устроить напоследок нечто чрезвычайное или глобальное Белый дом уже не сможет. А если расчет все-таки идет на провокацию и – что важнее – на то, что Москва поведется на эту провокацию, то это вряд ли. Гуманитарная пауза в Алеппо выдерживается неспроста. Главное, чтобы нервы не сдали.