Распад СССР привел в том числе к тому, что Россия осталась без полноценного ракетного прикрытия – оставшиеся на землях бывших советских республик РЛС старели и становились поводом для шантажа. В последние годы разговоры в западных СМИ о том, что полноценного «щита» у РФ больше нет, опасно участились. Но теперь эта проблема почти решена.
Оборонный холдинг ОАО «РТИ» по заказу военных создает на северо-западе России мощную радиолокационную станцию, которая прикроет основное ракетоопасное направление. Госиспытания высокопотенциальной РЛС «Воронеж-ДМ» в районе Мурманска должны быть завершены через несколько лет, заявил «Интерфаксу» глава совета директоров холдинга, генконструктор системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) Сергей Боев. В начале октября в департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны уже сообщали, что сеть радиолокационных станций высокой заводской готовности «Воронеж» будет развернута на территории России к 2018 году.
Речь идет о восстановлении ранее работавшей системы раннего радиолокационного обнаружения и предупреждения. Она должна отслеживать все пуски баллистических ракет с иностранной территории, мгновенно определять параметры ракеты и ее траекторию, передавать эти данные в центр противоракетной обороны. Система предупреждения внезапного ракетно-ядерного нападения – основа обороноспособности страны. Учитывая же размеры нашего государства, она требует работы как минимум десяти сверхмощных комплексов РЛС, обслуживанием которых занимаются целые моногорода. По простым законам геометрии, отдельные РЛС прикрывают только какой-то угол, в идеале весь комплекс должен держать под контролем периметр границ страны без каких-либо «дырок», включая и арктический оперативный театр военных действий – в плане ракетного нападения он наиболее опасен.
В СССР глобальная система раннего предупреждения так и не была достроена до конца, а развал страны ее практически уничтожил – осколки достались Украине, Латвии, Азербайджану и Казахстану. Проще прочих сложилась судьба латвийской РЛС в небольшом городке Скрунда – она прекратила свою работу в середине 90-х, а персонал (целый город) уехал в Россию. Военный городок Скрунда-1, вдвое превышавший по размерам основанную тевтонскими рыцарями собственно Скрунду, превратился в город-призрак, а сам радар – чудовищных размеров сооружение – был взорван латвийскими властями. Этот процесс транслировали в прямом эфире и преподнесли как один из ключевых актов на пути к десоветизации и освобождению от русской оккупации. После этого весь населенный пункт (ветшавшие здания, земля, коммуникации) был выставлен на открытые торги и продан в 1999 году некой компании за 170 тысяч латов (тогда – около 300 тысяч долларов, совсем недорого). За компанией этой, по слухам, стоят некие частные лица из России, которым было просто обидно за прожитые годы.
РЛС в Азербайджане в районе населенного пункта Габала даже успела немного повоевать – она отвечала за южный фас обороны страны, то есть, в первую очередь, за Ближний Восток. В январе 1991 года (то есть во время «Бури в пустыни») эта станция отследила все 302 запуска «Томагавков» с американских кораблей и подводных лодок, а также 15 «фэйлов» – невыходов ракет на траекторию и 30 случаев поражения американских крылатых ракет силами иракского ПВО. Это удивительно, но это факт – допотопная саддамовская ПВО действительно сбила до 10% «Томагавков», что стало откровением для Пентагона, религиозно верившего тогда в это чудо-оружие. И мы знаем об этом благодаря данным, полученным с габалинской РЛС.
До 2002 года эту станцию использовали без какого-либо юридического оформления. Ее обслуживали две тысячи российских военнослужащих и примерно столько же азербайджанцев, работавших по контракту. Ее оборудование постепенно устаревало, столь же постепенно Баку поднимал плату за само ее существование. В какой-то момент цена дошла до 300 миллионов в год вместо начальных 15, и Россия предложила США совместно использовать Габалу как объект противоракетного противодействия Ирану, раз уж Вашингтон так этим озабочен. Американцы сперва обрадовались тому, что они бесплатно попадут на сверхсекретный объект глобального значения, а потом сказали что-то вроде «оборудование не соответствует уже имеющимся даже (!) в России стандартам». Наконец, в 2013 году объект был демонтирован, гарнизон вывезен, а то оборудование, которое можно вписать в более современные системы, перенесено на новую станцию уже на территории РФ. В Азербайджане некоторое время просто смотрели на полмиллиона гектаров освободившейся земли, а затем сняли их с баланса министерства обороны. Некоторые политики при этом пытаются предъявлять России счета за «экологические проблемы», которые были сродни историям из сериала «Секретные материалы» – самовозгорание деревьев, излучение фреона (!) и все тому подобное.
Закарпатская РЛС в районе Мукачево стоила России 1,5 миллиона долларов в год вплоть до 2006 года. При этом весь персонал был российским, а получаемые данные на территории Украины не задерживались, мгновенно передаваясь в центр управления ракетной обороны в калининградском Солнечногорске. В 2005 году тогдашний президент Виктор Ющенко внезапно потребовал увеличить арендную плату за Мукачевскую РЛС в разы, одновременно предложив передать ее в аренду США. Россия отказалась и расформировала воинские части, числившиеся за РЛС в Мукачево и за аналогичным объектом в Севастополе, чтобы не допустить появления на них американских специалистов. В 2009 году обе РЛС – в Мукачево и Севастополе – прекратили передачу информации в РФ и стали работать в интересах Украины, но поскольку таких интересов у нее не оказалось, как не оказалось и финансирования, были разобраны на металлолом.
История сверхточной РЛС в районе казахстанского Балхаша тоже трагична. Ее начали строить еще при Советах, а в 1991–1992 годах строительство было заморожено. Казахстанское правительство взяло этот груз на себя, но не сдюжило и попыталось приватизировать объект. В результате частной перестройки в 2010 году здание обрушилось, но продолжает числиться в ведении Воздушно-космических войск России на правах аренды и вроде даже работает, хотя оборудование морально устарело.
Таким образом, в 90-е годы и значительную часть «нулевых» Россия жила без полноценного противоракетного прикрытия. Прилетайте, люди добрые. Если внимательно посмотреть на глобус, то все западное и южное направления были абсолютно беззащитны. Более того, «пустым» оставалось и самое стратегическое – северное – направление, поскольку действовавшие РЛС в Печоре – Воргашор (Коми) и в Оленегорске (Мурманск) давным-давно устарели. О них, собственно говоря, сейчас и идет речь.
Строго говоря, это не постройка новых РЛС с нуля, а, скорее, модернизация – там работали устаревшие системы «Дарьял» и «Днепр». В 1974-м, на момент постройки, Оленегорский комплекс считался передовым, поскольку мог отслеживать новый для тех времен вид оружия – разделяющиеся боеголовки. С тех пор техника ушла вперед, а комплекс не обновлялся, меж тем ближайшая траектория подлета к РФ баллистических ракет со стороны США – через Северный полюс. Следовательно, прикрывать это направление должны самые современные средства раннего предупреждения.
На юге – в Армавире Краснодарского края – уже построена и заработала новая РЛС на базе проекта «Воронеж», это та самая суперсовременная система, которая постепенно заменила собой устаревшие комплексы еще советской разработки. Она заменила погибшую габалинскую РЛС, причем в контакте с ней работает и секретный «сейсмопункт» в абхазских Эшерах, который даже во время грузино-абхазской войны обходили стороной – он был прямо на линии фронта, но его оборонял спецотряд морской пехоты России. Эта система сейчас отвечает за все южное направление, включая Персидский залив и Восточное Средиземноморье (к вопросу о Сирии и Ираке).
На прямом западном направлении взамен Скрунды-1 были построены сразу две РЛС. Основная, что в Калининградской области в районе курортного Солнечногорска, курирует центральное направление, ориентируясь на дальнее предупреждение и район Британских островов. Она может зафиксировать запуск на расстоянии до 6 тысяч километров и, по сути, ликвидирует возможность ракетной атаки через Атлантику. Ее дублирует аналогичная, но более слабая РЛС в Белоруссии в районе местечка Ганцевичи в Барановичской области. Она требует модернизации, а Минск пытается торговаться за стоимость ее эксплуатации. Эти переговоры не критичны, но раздражают. Сама достройка объекта «Волга» в Белоруссии была напрямую связана с демонтажом РЛС в латвийской Скрунде. Тогда же украинские подрядчики (на дворе, напомним, 90-е) отказались поставлять некоторые электронные модули, запросив в шесть раз дороже первоначальной цены. Это был первый опыт импортозамещения в оборонной сфере – украинцев просто послали, а электроника была изготовлена в Москве и Рыбинске. Так Россия избавилась от украинских подрядчиков в стратегической сфере во времена, когда о войне и подумать никто не мог. «Волга» имеет обзор в 120 градусов, то есть она не только контролирует (дублирует) Западную Европу, но частично держит и район Норвежского моря, который считается перспективным для атаки со стороны американских подводных лодок.
Наиболее мощная РЛС была построена в Ленинградской области в поселке Лехтуси. По идее, она тоже должна была компенсировать потерю Скрунды, но в итоге переросла в более сложный комплекс, который в состоянии контролировать пространство от Шпицбергена на севере до Марокко на юге. После модернизации эта РЛС охватит территории вплоть до восточного побережья США. Таким образом, комплекс из трех станций прикроет западное и северо-западное ракетоопасное направление.
На азиатском направлении уже работают аналогичные РЛС в Енисейске и Барнауле (пока они стоят на опытном дежурстве, но их перевод в рабочее состояние – вопрос дней). Но это сверхновые станции. Чуть более «старая» (то есть введенная в строй в 2014 году) расположена в Усолье-Сибирском в Забайкальском крае – так называемый объект «Мишелевка». Сейчас именно она надзирает за воздушным пространством от западного побережья США до Индии. Ее антенное поле в два раза больше, чем у аналогичной РЛС в Ленобласти, она контролирует 240 градусов по азимуту и имеет 6 секций против 3 в Лехтуси.
Теперь вот вводятся в строй и похожие сверхкрупные объекты в Мурманской области и в Коми. Комплекс «Даугава» (так, видимо, разработчики издевались над латышами за Скрунду) в Оленегорске по плану Минобороны должен быть сдан в 2017 году, объект в Воргашоре (Коми) – в 2018-м. Он станет основой обороны на северном направлении, его возможности превышают даже заявленные в Мишелевке при той же дальности раннего обнаружения в 6000 километров.
Кстати, примерно года два назад американские источники, близкие к стратегическому планированию, начали активно продвигать идею, что Россия в принципе не способна противостоять внезапному ракетно-ядерному удару со стороны США. Эта перспектива активно тиражировалась в российских либеральных СМИ в качестве аргумента «бесполезности» всех попыток восстановить государственный суверенитет РФ в военной сфере. Вкратце это сводится к тому, что основной удар по территории России будет наноситься не ракетами шахтного базирования из Нью-Мексико и Аризоны через Атлантику, а с подводных лодок, которые должны массово переместиться в Северный Ледовитый океан и Индийский океан в районе Диего-Гарсия, а на этих направлениях у России не существует систем раннего предупреждения, тогда подлетное время со стороны Арктики критично мало.
План страдал двумя изъянами, которые не очень понимали «военные эксперты» из либеральной колоды. Во-первых, у американских подводных лодок (при всем к ним уважении) нет опыта подледной работы, как и успешных подтвержденных пусков. Их попытки провести подобные испытания со стороны Аляски в последние две года блокировались российским флотом, а со стороны Канады проводить испытания даже и не пытались. Во-вторых, теперь система раннего обнаружения уже функционирует, так что одиночная ракета с северного направления даже при критичной дальности бесполезна. Тем более что там уже сейчас созданы мощные комплексы ракетного противодействия, а также уникальные арктические военные базы, аналогов которым нет ни у одной страны в мире. Тогда западные страны с удивлением узнали, что у них нет ледокольного флота. То есть вообще никакого, даже у Канады и Норвегии.
И все же модернизация комплексов РЛС в Оленегорске и Печоре не завершит строительство российской системы дальнего обнаружения. В СССР планировалось построить 8 станций, большинство из которых так и не были введены в рабочее состояние. Сейчас планируется создать систему из 10 станций, из которых большинство уже в строю или проходит плановые испытания. Кроме того, работают спутники – так называемый спутниковый эшелон системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Он тоже постоянно обновляется, но группировка на геостационарной орбите остается неизменной, дополняя наземные РЛС как надгоризонтного, так и загоризонтного типа.
Бояться не надо. Это оборонительные системы, хотя логика стратегического противостояния и их возводит в ранг наступательных, после чего логическая цепочка аргументов теряется.