Выставка бельгийского художника Яна Фабра в Государственном Эрмитаже, в которой некоторые посетители усмотрели пропаганду насилия, выглядит «позорно», такому искусству нет места в России, заявил глава отдела Петербургской епархии по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Александр Пелин, который ознакомился с экспозицией.
«Все это выглядит достаточно позорно, тем более что даже сами сотрудники «Эрмитажа» возмущены, они говорят, что такое неуместно. Кроме того, в интернете много протестов простых людей. Дело не в том, что Церковь против. Нам до Яна Фабра особого дела нет, но для чего нам в России такое искусство?!» – сказал он «Интерфаксу».
«Ян Фабр – один из апологетов новой псевдорелигиозной метаморфозы, в которой уже нет места ни Богу, ни человеку с высшими идеалами и смыслами»
«В мире искусства сейчас всепроникающе действует эзотеризм, оккультизм. Эти движения именуются «нью эйдж» и так далее. И, конечно, Ян Фабр – один из апологетов этой новой псевдорелигиозной метаморфозы, в которой уже нет места ни Богу, ни человеку с высшими идеалами и смыслами. Ян Фабр, как мне представляется, достаточно провокативный художник. Наверное, любое искусство должно иметь место, но насколько именно такому искусству место среди полотен мастеров – большой вопрос», – заявил Пелин.
«Очевидно, что черепа, умершие животные, которые там висят, говорят о природе смерти, о том, что его это интересует. Что за этим стоит, есть ли там высокие смыслы и идеалы, или это просто больное воображение – большой вопрос», – отметил он.
«Если мастера Возрождения, итальянские, французские, английские художники, в большом количестве представленные в Эрмитаже, собраны там, чтобы свидетельствовать о красоте мира, преображении человеком этого мира посредством восприятия благодати Господа, то вот это искусство падшего человечества, искусство, которое ведет вниз, к умертвлению в прямом смысле этого слова, потому что культ смерти не является для нас перспективным и позитивным. Христос смертью смерть попрал, и мы, даже ставя крест, подразумеваем под ним не символ распятия и смерти, а символ воскресения и победы над смертью», – сказал Пелин.
«Люди приходят в Эрмитаж как в некий сад красоты. Ведь французское слово «эрмитаж» происходит от греческого слова «отшельничество». Именно это слово выбрала Екатерина Великая для того, чтобы люди могли побыть наедине с искусством, с красотой, внутренне помолиться. А тут ты приходишь и видишь, что тебе навязывается достаточно сомнительное религиозное мировоззрение», – добавил он.
Ранее генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский заявил, что нападки на выставку Яна Фабра идут со стороны людей, которые на ней даже не побывали.
«Мы на это не реагируем», – приводит его слова ТАСС. «У нас действует целая просветительская программа вокруг Фабра, которая охватывает соцсети, приложения к мобильным устройствам, включает проведение круглых столов. Но она, конечно, рассчитана на людей, которые хоть немного интересуются, на людей думающих. Конечно, такие мероприятия у нас есть и будут еще, потому что оказалось, что публика у нас менее образованная, чем мы предполагали», – добавил он.
Он сообщил также, что «для тех, кому интересно, в Эрмитаже намечено несколько встреч и экскурсий с настоящими защитниками животных, а не «липовыми», так что это будет продолжаться».
После открытия выставки Яна Фабра «Рыцарь отчаяния – воин красоты» пользователи соцсетей упрекнули Эрмитаж в жестокости. Некоторые представители общественности считают, что чучелам не место в Эрмитаже и такое искусство вообще не имеет права на существование. Появились даже требования об отставке генерального директора Эрмитажа за то, что он допустил создание такой экспозиции в залах музея.