Спецслужбы Литвы требуют похоронить проект строительства одного из крупнейших в ЕС дата-центров. По мнению силовиков, если протянуть кабель до российской границы, центр может превратиться в филиал ФСБ. Руководство строящей дата-центр компании в интервью газете ВЗГЛЯД напомнило, что при желании передать в ФСБ любые данные можно через интернет, однако Вильнюс настроен решительно.
Правительственная комиссия Литвы призвала остановить проект компании Arcus Novus по созданию недалеко от Вильнюса крупнейшего в стране центра данных AmberCore. Как стало известно в понедельник, такое решение было принято из опасений связи проекта с ФСБ России, заявил глава департамента госбезопасности (ДГБ) Литвы Дарюс Яунишкис. «По мнению ДГБ, развиваемый Arcus Novus проект центра данных AmberCore из-за связей с ФСБ России ставит под угрозу национальную безопасность Литвы», – цитирует Delfi Яунишкиса. Издание отмечает, что ДГБ предупредил литовское правительство о том, что в случае соединения центра оптоволоконными линиями с Россией AmberCore якобы может быть подключен к центру радиоэлектронной разведки ФСБ.
В прошлогоднем отчете ДГБ Литвы также говорилось, что в республике в целом сложилась благоприятная ситуация для шпионажа – в силу широких возможностей инфраструктуры информационных технологий в Литве.
600 серверных шкафов
Напомним, центр данных под Вильнюсом должен стать крупнейшим в Литве – сообщалось, что может быть 600 серверных шкафов. Инвестиции могут составить примерно 60 млн долларов. Для его создания AmberCore DC заключила партнерское соглашение с американской компанией IBM. Представители компаний ранее говорили о преимуществах Литвы для размещения дата-центров – это географическая близость от многих клиентов и политически безопасная среда. Однако, похоже, со «средой» они несколько ошиблись.
Реализация проекта началась в 2012 году, ровно год назад предприятие получило разрешение на строительство, однако оно пока не начиналось. По словам директора Amber Core DC по маркетингу Гинтаутаса Мяжятиса, если будет обеспечено финансирование, то строительство начнут уже в этом году. «Мы провели конкурс подрядчика на строительство, но пока его не назначили. Мы сделаем это сразу, как только получим финансирование, – сказал BNS Мяжятис. – Строительство мы планируем начать в этом году, оно должно быть закончено в течение 12–15 месяцев». По его словам, кредитование под проект планируется получить в финансовых учреждениях Великобритании.
По данным Центра регистров, 51% акций материнской компании Arcus Novus принадлежит зарегистрированной в Дании компании Satgate Holding, а 49% – калининградскому бизнесмену Валерию Аветисьянцу, который ранее работал в компаниях «Газинвест групп» и «Газпром комплектация». В приемной Аветисьянца не смогли предоставить газете ВЗГЛЯД оперативный комментарий.
Москалюк напугал литовскую разведку
Как пишет BNS, литовская разведка установила, что предприятия также контролируют другие россияне: Кирилл Лупандин, генеральный директор AmberCore DC, Виталий Малашевский, глава предприятия SatGate группы Arcus Novus, и Борис Москалюк.
Сам Кирилл Лупандин заявил газете ВЗГЛЯД: «Акциями компаний, которые занимаются созданием центра, действительно владеют граждане России, но среди акционеров и руководителей также есть и граждане Литвы, у нас смешанное владение». По его словам, проект пока остается в силе, поскольку подана апелляция в административный суд.
Выяснилось, что заключение комиссии появилось еще в прошлом году, и компания Arcus Novus, а также ее «дочка» AmberCore DC уже успели подать в суд, пытаясь оспорить заключение. Вильнюсский окружной административный суд в сентябре отказался принять эту жалобу. Однако главный административный суд Литвы 4 января вернул ему жалобу для нового рассмотрения. Компании в своем иске подчеркивают, что в решении комиссии приводятся оскорбительные для деловой репутации и ложные утверждения.
Не подтверждают в компании и планы протянуть некий оптоволоконный кабель в Россию. Обвинения, по словам Лупандина, вообще сложно как-либо комментировать. «Если вы посмотрите на общую структуру интернета, на то, как она работает, то эта сеть соединяет каждого с каждым. Каких-то дополнительных действий для того, чтобы передать куда-то информацию, не требуется», – рассказал он.
Лупандин добавил, что центр будет работать с коммерческими компаниями по всему миру, поскольку в этом заключается его предназначение. Смысл этого бизнеса, по его словам, не заключается в соединении – этим занимаются операторы связи. «Центр – всего лишь место, в котором размещаются серверы. Мы не являемся телекоммуникационным оператором, и никого ни с кем, в том числе и с ФСБ, соединять не собираемся. Думаю, суд разберется в этом вопросе», – надеется он.
«Если к нам в качестве клиента обратится какая-то военная организация из любой страны, ее заявка будет рассмотрена на общих основаниях. Это чисто коммерческий бизнес, мы действуем в полном соответствии с законодательством страны пребывания, и никак иначе», – пояснил он.
Все остальное, по мнению Лупандина, просто фантазии. «Мы находимся в правовом поле Литвы, и никаких секретов нет. Но мировая информационная обстановка влияет на всех», – резюмировал предприниматель.
Большинство программистов «русскоязычные»
Глава консультирующей строительство дата-центра компании Pact Consulting LLC Юлий также пояснил газете ВЗГЛЯД, что центр не планирует сотрудничество с военными или хранение данных оборонного характера. Вообще хранение данных будет зависеть только от клиентов. «Компании, приобретающие услуги центра, по сути, просто заказывают емкость. Это в целом может быть информация из любых стран и из любых отраслей», – сообщил он. По его словам, в центре планируется работать с компаниями по всему миру, в том числе и из России, без каких-либо ограничений. «Ограничить сотрудничество с центром может только платежеспособность», – сообщил Векслер.
Лидер Социалистического народного фронта Литвы, бывший вице-мэр Вильнюса Альгирдас Палецкис, в свою очередь, сказал газете ВЗГЛЯД, что в Литве создалась такая атмосфера, когда везде все ищут внешних врагов, в первую очередь в России. «В Литве сейчас сложилась такая атмосфера, что сложно отличить, имеет ли та или иная новость, то или иное действие политика или чиновника реальное основание или является частью пропаганды. Отличить вымысел от реальности очень сложно. Особенно участились подобные антироссийские публикации в свете раздутого американцами скандала вокруг хакерских атак. Но мы как-то уже с этим свыклись», – посетовал литовский политик.
Российский IT-специалист, управляющий партнер компании «Ашманов и Партнеры» Игорь Ашманов заметил: как американцы, ищущие везде российских хакеров, так, в данном случае, и литовцы живут исключительно в медийной реальности.
«В Прибалтике это уже стало традицией: политики и военные порой вынуждены пугать возможным российским вторжением, а, видимо, ведомство, отвечающее за безопасность, – бороться с ФСБ», – сообщил эксперт. Ашманов отметил, что по той информации, которая доступна, строящийся дата-центр – это коммерческий центр, где будут хранить информацию частные компании. «Даже если акциями компании, занимающейся его созданием, владеют российские граждане, это не значит, что он будет подключен к центру радиоэлектронной разведки ФСБ», – пояснил он газете ВЗГЛЯД.
Ашманов согласен, что в Литве действительно быстро развиваются информационные технологии. «Проникновение интернета, инфраструктура в Литве развиты хорошо, литовцы получали международные гранты на развитие интернета. Я сам ездил открывать один из стартапов в Литве. При этом создатели местных технологических площадок хотят, с одной стороны, привлекать русских программистов, а с другой стороны – западных инвесторов, поскольку сама Литва находится в Евросоюзе», – сообщил Ашманов.
Однако, по мнению Ашманова, информационная безопасность зависит не от уровня прозрачности, а от уровня защиты. «Хакеру, конечно, удобнее что-либо взломать при более быстром интернете, но это не принципиально, даже если в стране возникла серьезная компьютерная зависимость государственных данных от интернета. Аналогичная ситуация сейчас и в России», – пояснил он. Защитить от хакеров, по мнению Ашманова, могут квалифицированные кадры. «В Литве их, кстати, достаточно. Правда, большинство программистов там русские или русскоязычные», – добавил эксперт.