Квадроциклы получают не только камуфляжную раскраску, но и боевое оружие, покоряют арктические снега и азиатское бездорожье, учатся прыгать с парашютом.
Бездорожье? Нет, не слышали
К гражданским аналогам этих четырехколесных мотовездеходов их военные собратья имеют хоть и родственное, но все же отдаленное отношение. И речь не только о возможности установки на технику армейского назначения различных систем вооружения, прицельных устройств, приспособлений для перевозки боезапаса. Улучшены и сами вездеходные характеристики.
К примеру, армейский квадроцикл способен состязаться с моторной лодкой на мелководье. Рама здесь защищена специальным порошковым покрытием, а все электрические контакты – влагозащищены. Преодолевать прибрежные пески и камни помогает полный привод и особый тип колес.
Вообще, песок, море, камни, болота, скалы, леса... стихия для такой техники – идеальный полигон для ее проверки. В ходе испытаний, которые проводились на Кольском полуострове, в районе острова Рыбачий, военные квадроциклы подвергались проверкам морской водой, сложным рельефом местности, квадроциклы топили в прибрежных волнах. Агрегат намокал, но каждый раз заводился и снова ехал. Ни одного заноса не показал квадроцикл и на сложном илистом дне, так же спокойно он преодолевал и навалы камней.
Первый в России военный квадроцикл разработан и выпускается на Рыбинском предприятии «Русская механика». К слову, это «родина» и знаменитых на весь Союз снегоходов «Буран». По словам главного инженера завода Виктора Илюхина, армейский квадроцикл имеет существенные отличия от серийно выпускаемых мотовездеходов.
Среди них – особая окраска, наличие специально разработанного багажника для монтажа оружия, применение топливного бака, защищенного от пуль. Этот бак уникальной конструкции обладает самозатягивающимся покрытием, что позволяет при пробое затянуть отверстие в течение 10-15 секунд и продолжить движение, сохранив топливо.
По информации генерального директора компании «Русская механика» Валерия Караваева, итогом недавнего Международного военно-технического форума «Армия-2015» стало увеличение объема заказов от Минобороны России более чем на 50 процентов.
«Уверен, что наша техника найдет широкое применение в армии, прежде всего, в мобильных войсках», - считает глава предприятия.
Боевой, ударный квадроцикл
Характеристики для новой мотовездеходной армейской техники сегодня определяет отдел военно-гусеничных машин и специальной снегоболотоходной техники Научно-исследовательского испытательного центра автомобильной техники 3-го центрального НИИ Минобороны России. В настоящее время здесь рассматриваются перспективы внедрения в армию уже не только квадроциклов, но и вездеходов типа «багги». Это позволит, к примеру, решить проблему размещения пулемета на станке (на квадроцикле с этим есть определенные неудобства, вызванные продольным размещением экипажа). Как отмечает начальник отдела 3-го ЦНИИ Денис Винников, образцы таких машин уже есть в зарубежных армиях, рассматриваются они и применительно к нашей стране.
Важное отличие военной «версии» мотовездеходной техники, выпускаемой на заводе «Русская механика», от гражданской – в усилении элементов несущей конструкции рамы. Это повышает общую грузоподъемность квадроцикла. Усилены рычаги, обеспечивающие проходимость, а узлы и агрегаты предполагают езду по любому грунту. Не менее чем на 150 килограммов рассчитана и грузоподъемность багажника. Кроме того, дополнительные возможности квадроциклу дает наличие лебедки. Ее грузоподъемность составляет 2,5 тонны.
Существует также удлиненная версия армейского квадроцикла. Грузоподъемность такой техники приближается к 600 кг. В данной версии мотовездеход может быть, к примеру, использован минометным расчетом. Помимо транспортировки собственно миномета, квадроцикл в этом варианте перевозит до 40 выстрелов к нему. Штатный расчет – два человека. Миномет калибром 82 миллиметра приводится в боевое положение в кратчайшее время. А это крайне важно, ведь в современном бою все решает мобильность. Вести огонь из одной точки невозможно, не попав под ответный удар. А квадроцикл позволяет оперативно менять боевые позиции. Подготовка оружия и техники к смене места дислокации занимает не более 30 секунд.
В последние годы квадроциклы все активнее задействуются российскими Вооруженными Силами для решения задач боевой подготовки. Так, в ходе недавнего стратегического командно-штабного учения «Центр-2015» военнослужащие соединения Воздушно-десантных войск, дислоцированного в Камышино (Волгоградская область), отработали на незнакомом полигоне в Оренбуржье вопросы блокирования условных незаконных формирований с применением квадроциклов и скоростных облегченных автомобилей. Техника показала себя достойно, говорят десантники, отказов не было, в том числе и после выполнения практического десантирования из воздушных судов в контейнерах.
Первая партия из семи армейских мотовездеходов АМ-1А поступила на вооружение и арктической мотострелковой бригады Северного флота. Квадроциклы пригодятся здесь для разведывательных и дозорных действий, проведения рейдовых и поисково-спасательных операций в условиях Арктики. Данный мотовездеход разработан на базе серийной модели РМ500-2 и оснащен четырехтактным одноцилиндровым двигателем мощностью 38 л.с., имеет подключаемый полный привод, специальный колесный движитель с увеличенным протектором, может эксплуатироваться при 20-градусном морозе.
Комплектация для подразделений Минобороны России включает в себя систему крепления гранатомета и стрелкового вооружения (автомата АК-74 и снайперской винтовки СВД), а также передний кофр для перевозки боезапаса. Не так давно эти квадроциклы использовались для проведения высадки морского десанта на побережье острова Котельный в ходе учения Северного флота.
В качестве перспективных образцов специальной техники и снаряжения рассматривают квадроциклы и в органах военной полиции – новой службы Минобороны России. Военная полиция решает задачи по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины, обеспечения безопасности дорожного движения, и квадроциклы здесь будут весьма не лишними.
Дмитрий Сергеев