Я расскажу вам историю из своего уже, увы, далёкого детства.
Так как мама моя какое-то время работала стюардессой, и некоторая часть моего детства прошла в авиагородке, где в служебном вагончике, на краю летного поля, меня кормили из синих пластиковых тарелочек эскалопами и цыплятами табака из борт-пайков.
И свой первый перелет в самолете, в пятилетнем возрасте, был у меня не как у всех, а с посещением кабины пилотов, и с незабываемым зрелищем снежных кавказских вершин, над которыми пилоты прокатили деток стюардесс, при заходе на летное поле Адлера.
От самолетов так и не уйти в этой жизни, так как дом, где прошло моё детство, стоял как раз под глиссадой, а каждый несколько минут над нами проходили самолеты на посадку, или на взлёт. Да и сама взлетная полоса была из окна видна, и мальчишками мы туда бегали посмотреть на самолёты.
Прошёл не один десяток лет с тех пор, но от самолетов снова не уйти. Мой дом стоит так, что заходящие в Пулково на посадку самолеты пролетают возле окон на таком расстоянии, что легко и четко читаются бортовые номера и прочая информация.
И, как и в детстве, жизнь моя идёт под рев авиационных двигателей.
Но… прошёл не один десяток лет.
Как любой мальчишка, оказавшийся на лётном поле, я не мог не интересоваться самолётами.
И интерес к самолетам, конечно, был, и сохранился надолго, настолько, что я даже хотел в какой-то момент поступать в Академию Гражданской авиации. Этого не случилось, но уж что точно есть, так это знание самолётов. Я до сих пор их легко вспомню, не роясь ни в каких справочниках.
Вот самолёт, на котором я летал впервые.
Ил-18.Один из первых советских турбовинтовых лайнеров. Выпускался серийно с 1959 по 1978 год в Москве. Среди лётчиков получил прозвище «Дельфин».
А это самый известный, пожалуй, Ту-154.
На сленге советских пилотов — «Полтинник», «Туполь», «Большая Тушка», или «Аврора».
Самый массовый советский реактивный пассажирский самолёт, который до конца первого десятилетия XXI века оставался одним из основных самолётов на маршрутах средней дальности в России. В фильме «Экипаж» его помните?
Сменил он другой самолёт Туполева, Ту-104. Первый советский реактивный пассажирский самолёт. Его я уже почти не застал, но у меня была игрушка, одна из любимых - именно модель самолета Ту-104. Хорошо ее помню даже сейчас.
На большие расстояния летали на Ил-62 (народные прозвища - "Иван", "Иванушка", "Иванко") — первом советском реактивном межконтинентальном пассажирском самолёте. Я вот на нем ни разу не летал.
А вот если поближе, то летали на Ту-134. Мне он почему-то больше всего запомнился своим тесным салоном, где с трудом можно было поместиться.
Даже другой самолет для ближних перелетов, Ан-24, который был вроде как поменьше, не был таким тесным.
А ещё мне довелось побывать внутри «Антея», то есть Ан-22. Вот это громадина. Надо зайти внутрь его грузовой кабины, чтобы оценить размеры.
А вот «советский «Боинг» Ил-86. Едва ли современной молодежи будет понятно его прозвище, да и многие, родившиеся в СССР уже поймут этого названия.
Ни разу не летал на Ил-86, но зато как-то провел возле него и внутри практически целый день. Снимали фильм, название которого я не помню. Помню лишь, что это была какая-то экранизация Юлиана Семёнова, а эпизод, на который потратили целый день, в результате вырезали, поэтому моего изображения (я там играл иностранного туриста) в этом самолёте не сохранилось.
Я не стану здесь перечислять все те самолёты, которые ещё с детства привык отличать с первого взгляда. Их было много. Очень много.
Прошло много лет.
И мимо моего окна летают совсем другие самолёты. Они не просто другие. Они чужие. Их собирали не в Москве, Воронеже или Комсомольске-на-Амуре.
Конечно, советские самолеты падали, несмотря даже на запреты Политбюро ЦК КПСС. Все самолёты могут потерпеть катастрофу.
Но почему-то, когда я читаю, что авиалайнер в течении пятнадцати лет эксплуатировался ливанской, турецкой, саудовской, сирийской авиакомпаниями, и лишь после этого стал летать в России, я испытываю какоё-то неприятное чувство.
А вы?
Моё детство прошло под рёв авиационных двигателей Илов, Тушек, Яков, Анов. Моё детство прошло в великой авиационной державе.
Наверное, то, что я сейчас скажу, меня не красит, и уронит в чьих-то глазах, но мне так жаль, что я не могу плюнуть в лицо тому, кто решил, что в моей стране нужно летать не на своих собственных самолётах, а на «Аэробусах» и «Боингах» второй и третьей свежести.
Вот так вот…