Вот уже пару дней в обществе обсуждаются и в основном осуждаются карикатуры французского еженедельника Charlie Hebdo на гибель российского А321 в Египте.
Известная русская художница и карикатуристка Люба Дикер не смогла сдержаться и ответила «коллегам» их же оружием.
Карикатуры на смерть россиян художников, которым еще совсем недавно весь мир сопереживал и чьим именем называли себя миллионы людей, стали громом среди ясного неба. Возмутились, кажется, вообще все. И лидеры государства, и их политические противники, и обычные граждане, и даже коллеги карикатуристов из Франции — российские художники. И речь тут, конечно, не о глупом высказывании вроде «оскорбление чувств россиян», а о том, что никто не понял, за что и почему так поступили в скандальном еженедельнике. Предположение о черном пиаре, погоне за славой справедливо, но в голове не укладывается, как желание прославиться коррелирует со смехом над человеческой смертью.
Федеральное агентство новостей обратилось сразу к нескольким художникам с просьбой высказать их мнение насчет злосчастных картинок в надежде все-таки получить ответы на перечисленные выше вопросы. Художники, которые должны по идее, если не принимать, то хотя бы понимать коллег, не смогли нам помочь — сами потрясенные, удивленные, разочарованные и рассерженные.
Среди прочих, обратились мы и к молодой художнице Любе Дикер, которая ответила, с ее собственных слов, «нелюдям из Charlie Hebdo карандашом на бумаге».
«В недавнем прошлом было расстреляно 10 сотрудников Charlie Hebdo и двое полицейских. Тогда весь мир, включая Россию, вышел поддержать французов. Все соболезновали, все. Сейчас из жизни ушли 224 человека, простые мирные люди, дети… У меня ком стоит в горле от той чудовищной степени кощунства, с которой выпачкали бумагу карикатуристы Charlie Hebdo. Сотни родных и близких погибших еще не в силах осушить слезы потерь, кто-то уже проводил в последний путь дорогих ему людей, кому-то предстоят, возможно, многомесячные генетические экспертизы, страдания и боль. Миллионы сторонних людей несут этот траур. Конечно, им не станет легче от того, что кто-то промолчит, но от циничного глумления над страшной потерей людских жизней становится так больно, словно на свежую рану наступили грязным сапогом и давят, давят», — эмоционально высказалась художница.
Она как художник убеждена, что карикатура — это инструмент правды. Запретных тем почти нет, но пользоваться сим инструментом можно в благородных, поучительных и юмористических целях. А то, с чем мы имеем дело, нельзя назвать даже черным юмором, даже сарказмом.
«Почему, возможно, спросят в Charlie, — разыгрывает возможный диалог Дикер. — Потому что не смешно. Это не что иное, как чудовищное преступление, издевательство над чувствами убитых горем людей, над жертвами катастрофы, которых уже нет с нами и над всем миром, в небе над которым каждый миг находятся люди, возможно, родные и близкие того самого карикатуриста».
Художница просто не могла не взять карандаш при таких обстоятельствах. Она задалась вопросом, который уже многие люди задали себе: «Кто-нибудь еще Шарли?». На картинке изображен французский художник с упоением рисующий обломки российского самолета. Язык у него змеиный, что удивления не вызывает и наталкивает на сравнение с библейским змием или, если уж совсем просто, — с дьяволом. «Ваша смерть — повод для нашего смеха», — произносит он.