Недавно лидеры меджлиса крымско-татарского народа Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров встречались с Верховным комиссаром ОБСЕ по правам национальных меньшинств Астрид Торс. Обсуждали, как сообщает официальный сайт меджлиса, «дискриминацию и репрессии в отношении крымских татар». Спустя 2–3 дня в Киев наведалась глава дипломатии Евросоюза Федерика Могерини; говорили о том же.
Можно, конечно, порадоваться за крымских татар, но, думаю, Джемилев с Чубаровым тоже понимают, что профита их народу от этих встреч — не более чем от «продовольственной блокады Крыма» за их авторством.
Хотелось бы внести немного ясности в вопрос о дискриминации (без кавычек) многострадального народа, на исторической боли которых кто только сегодня не спекулирует, начиная от «наших европейских друзей» и заканчивая либеральной (западной, российской, украинской) прессой.
Больше года назад в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялась Всемирная конференция по коренным народам. В центре внимания — небывалый в истории случай — крымские татары. Одновременно в Twitter и Facebook тогда был актуализирован хештег #StopCrimeanTatarsGenocide. В числе основных докладчиков конференции с рапортом «О нарушении прав крымских татар в Крыму» презентовался свеженазначенный министр иностранных дел Украины Павел Климкин.
— Российская аннексия превратила солнечный и гостеприимный полуостров в место напряженности, агрессии и нетерпимости, — слезно докладывал Климкин. — Как обычно, первыми жертвами оказываются меньшинства. Многие группы, которые только вчера были частью многокультурного и дружественного лица Крыма, стали нежелательными меньшинствами. Сегодня крымские татары, украинцы и другие меньшинства на полуострове подвергаются открытой, беззастенчивой дискриминации…
Климкину поверили на слово. Что ж, давайте обратимся к документам, свидетельствующим о том, как в «солнечной и гостеприимной» Украине соблюдались права крымских татар. Опять же в контексте «лиги наций».
Мало кто знает, что при ООН существует такой институт, как Комитет по ликвидации расовой дискриминации (Committee on the Elimination of Racial Discrimination). Все государства — участники комитета обязаны представлять регулярные доклады о том, как у них реализуются права национальных меньшинств. Комитет скрупулезно рассматривает каждый отчет и направляет свои замечания и рекомендации.
Вот несколько цитат из «Заключительных замечаний 69-й сессии» по Украине за 2006 год:
«…Комитет… обеспокоен сообщениями об актах вандализма по отношению к религиозным объектам меньшинств, включая повреждение синагог в различных областях Украины, а также антимусульманскими и антитатарскими высказываниями… (статья 4 а) и статья 5 d) vii)).
…Комитет отмечает, что крымские татары по-прежнему остаются недопредставленными на государственной службе в Крыму (статья 5 с) и пункт 2 статьи 2).
…Комитет выражает обеспокоенность по поводу сообщений о том, что только 20% крымских татар получили земельные участки, преимущественно в районах, которые они считают непригодными для проживания.
…Комитет с обеспокоенностью отмечает, что большинство крымских татар не были допущены к процессу приватизации сельскохозяйственных земель…
…Комитет с обеспокоенностью отмечает, что, по сообщениям, культурные и религиозные объекты, включая кладбища таких меньшинств, как крымские татары... зачастую не регистрируются или не охраняются… (статья 5 е) vi)).
…Комитет рекомендует государству-участнику продолжить работу над принятием всеобъемлющего законопроекта о борьбе с [расовой] дискриминацией».
А это выдержки из доклада того же комитета за 2011 год:
«…Комитет настоятельно призывает государство-участник (Украину. — Л.Ш.) принять законодательство, защищающее права коренных народов и гарантирующее их экономическое, культурное и социальное развитие…
…Комитет по-прежнему серьезно обеспокоен информацией о трудностях, которые… испытывают крымские татары, в том числе отсутствием доступа к земле и трудоустройства, недостаточными возможностями для изучения их родного языка, ненавистническими высказываниями в их адрес, отсутствием политического представительства и доступа к правосудию.
…Комитет по-прежнему выражает серьезную озабоченность вопросом реституции и компенсации за потерю более 80 тыс. частных домов и около 34 тыс. га сельскохозяйственных угодий… особенно с учетом того, что 86% крымских татар, проживающих в сельской местности, не имели права участвовать в процессе реституции сельскохозяйственных земель…
…Комитет рекомендует государству-участнику внести изменения в Гражданский кодекс и Кодекс об административных правонарушениях для установления гражданской и административной ответственности за расовую дискриминацию, в том числе за распространение средствами массовой информации мотивированных ненавистью мнений».
Ну и далее в том же духе. В качестве иллюстрации к сухим документам Комитета по расовой дискриминации ООН можно привести полные печали, драматизма резолюции ежегодных акций протеста крымских татар, на которых они просили/требовали от правительств (поочередно) Кравчука, Кучмы, Ющенко, Януковича… нет, не равенства с украинским народом — всего лишь справедливости.
Очевидно, дальше напрашивается рассказ о том, как изменилась ситуация с правами крымских татар после «возвращения Крыма домой», тем более что за 23 года независимости, как сказал заместитель главы МИД РФ Геннадий Гатилов, «украинские власти не сделали для улучшения их положения и доли того, что было предпринято за считанные месяцы после воссоединения Крыма с Россией». Но скажу о другом.
Намедни мне довелось познакомиться с заочной дискуссией руководителя управления внешних связей меджлиса крымско-татарского народа Али Хамзина и секретаря общественного движения «Къырым» Мурата Языджиева. Хамзин упрекает оппонента в «пророссийскости», подчеркивая, что «при таком подходе к проблеме крымских татар в России идея о восстановлении национальной государственности [крымских татар] практически не имеет шансов».
А шанс был, уникальный, который, увы, был потерян из-за поразительного политического легкомыслия тех же Джемилева с Чубаровым. Накануне исторического референдума, когда важен был каждый голос, они имели возможность выторговать для своего народа эту самую национальную государственность — такую же, как у Татарстана, Башкирии, Калмыкии, Чечни и пр. (Для справки: республики в отличие от краев и областей являются национально-государственными образованиями, то есть формой государственности того или иного народа (народов) в составе России. В отличие от прочих субъектов республики имеют право устанавливать, принимать и учреждать собственные конституции, государственный язык, гимн, флаг и герб.)
Переговоры с Джемилевым и Чубаровым были долгие и вязкие; закончились ничем; обоих даже упрашивали не плевать в колодец, из которого придется пить их потомкам. Но они повелись на посулы Киева, обещания Вашингтона и заверения Брюсселя, пустоту которых с бюрократической дотошностью экспертов Комитета по расовой дискриминации ООН засвидетельствовали все 23 года безотрадной жизни крымских татар в составе Украины. Кто-то называет это близорукостью, а по мне — так предательство.