1 декабря исполняется 190 лет со дня воцарения Николая I.
В честь этой даты в одной из гимназий СПБ пройдет презентация копии картины, на которой запечатлено начало празднования серебряной свадьбы императорской четы, состоявшееся 23 мая 1842 г. и ознаменованное рыцарским турниром.
Картина Ораса Верне «Царскосельская карусель» представляет Николая I и его семью во время костюмированного празднества в Александровском парке Царского Села. В старинные рыцарские доспехи облачён сам Николай I, наследник престола Александр Николаевич (будущий император Александр II) и герцог Максимилиан Лейхтенбергский (муж старшей дочери Николая I Марии Николаевны).
Все они одеты в подлинные «максимилиановские» доспехи XVI века, названные так в честь императора Священной Римской империи германской нации.
«Царь-рыцарь» (а Николая I действительно современники называли «Рыцарем монархической идеи») и его спутники в этих нарядах выглядят весьма эффектно. Гордо развеваются цветные перья, украшающие их шлемы.
В образе прекрасных средневековых дам представлены на картине жена Николая I императрица Александра Фёдоровна и две дочери: Ольга и Александра. Императрица плавно выезжает на белом иноходце. Вокруг неё почтительно остановились члены царской фамилии.
Её образ центральный в картине. Александра Фёдоровна олицетворяет вечную женственность и материнство. Она будто соединяет два разных мира: мир воинственных царей и мир нежной юности. Символичен цвет её платья: тёмно-синий
бархат в сочетании с золотой парчой и белым горностаем олицетворяет глубинную чистоту помыслов, рыцарскую верность и царственное величие супруги императора.
Горностаем оторочены наряды дочерей. Они также одеты в средневековые двойные платья: верхние - бархатные с короткими рукавами и нижние из парчи. Узкие рукава
отделаны характерным рядом мелких пуговиц. Гладкие прически стилизованы под средневековье. Волосы украшены головными уборами, перевитыми нитками жемчуга и накидками из тонкой прозрачной ткани. Модные аксессуары выписаны вплоть до мелочей: перчатки, узконосые башмаки, цветные ленты. Младшие дети Николая I и Александры Фёдоровны – Константин, Николай и Михаил одеты в костюмы пажей.
На картине представлены все члены семьи Николая I, кроме старшей дочери. Мария Николаевна присутствовала среди зрителей на колоннаде Александровского дворца. Она была в положении и не могла принять непосредственного участия в конном выезде императорской семьи, но на правах радушной хозяйки угощала присутствующих чаем и мороженым.
Все бы ничего, детям нужно знать свою историю.
Но
Вот как описывают на сайте гимназии самого Николая I
"Правление Николая I – высшая точка развития самодержавия в истории России. В его царствование появились гимн «Боже, Царя храни», уваровская триада «Православие. Самодержавие. Народность», была создана первая русская национальная опера «Жизнь за Царя», активно в архитектуре и в быту стал вводиться русский стиль. В годы его царствования Россия пережила «Золотой век» русской культуры.
В царствование Николая I активно развивались российская промышленность, техническое образование, императорская армия, совершенствовался государственный аппарат, были возведены шоссейные и железные дороги, Россия вела активную внешнюю политику. При Николае I была проведена финансовая реформа, способствовавшая развитию российской экономики, сделаны существенные шаги по отмене крепостного права."
Вспоминая свои школные годы, могу сказать одно: для меня Николай I навсегда связан с жестокой казнью декабристов, с гонениями на Пушкина. Односторонне? Возможно. Но, мне кажется, возрождение России началось все же с Александра II. И учить детей нужно, как хорошему, так и плохому. Они должны просто ЗНАТЬ историю, а не избранные места из нее