Правительство Индии приняло решение о закупке в России зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф». Сведения о деталях этого контракта пока противоречивые. Тем не менее, вполне очевидно, что событие это незаурядное и заслуживающее особого внимания.
Хотя бы потому, что Индия, для которой открыты все международные рынки вооружений, не стала проводить обычный в таких случаях закупочный тендер и приняла однозначное решение в пользу российского ЗРК.
Из этого следует достаточно очевидный вывод, что у индийцев никакого особого выбора и не было. Это подтверждают военные эксперты, по сведениям которых Индия довольно долго пыталась разработать, совместно с Израилем, ЗРК ближней и средней дальности, но из этого ничего путного не вышло.
Про американские «Патриоты», видимо, речь даже не шла, поскольку эта система сорокалетней давности по определению не способна достаточно эффективно бороться с современными средствами ракетного и авиационного нападения. Подтверждением чему стали скандально-сенсационные результаты применения ЗРК «Патриот» в «хуситской» войне в Йемене, где эти комплексы сумели перехватить не более 40% древних, как бивни мамонта, советских ракет Р-17. О перехвате с помощью этого траченного молью американского «хай-тека» высокоманевренных боеголовок современных ракет, похоже, даже мечтать не приходится.
Таким образом, у индийцев действительно выбора не было. А из этого вытекает следующая далеко не банальная констатация. Сама Индия – страна далеко не самая отсталая в сфере современных интеллектуальных технологий, специалисты которой составляют чуть ли творческий костяк американской Силиконовой долины, оказалась не в состоянии конкурировать с Россией в этой инновационной сфере. Более того – Израиль, который на Западе считается чуть ли не мировым «законодателем мод» по части создания передовых систем ПВО/ПРО, от которых зависит само его существование, оказался в аутсайдерах этой гонки. Не говоря уже про США, чьи лавры мирового военно-технологического лидера в данном случае безнадежно увяли.
Между тем, с учетом того, что ЗРК С-400 на деревьях не растут, а являются конечным продуктом очень сложного образовательного, научного, конструкторского и технологического процессов, сам собой напрашивается вывод о том, что со всеми этими процессами у России дела обстоят не так плохо, как принято думать и утверждать в либеральных СМИ. И более того — несколько лучше, чем в числящихся официально самыми передовыми государствах мира.
Тем более, что случай с С-400 отнюдь не единичный. Военно-промышленный комплекс России находится на этапе, когда он может уйти в очень солидный отрыв от своего главного – американского конкурента. Практически по всем видам современных вооружений в России создан задел, который в наибольшей степени по критерию «стоимость-эффективность» соответствует как потребностям современного поля боя, так и фундаментальным запросам мирового рынка. Примеров тому становится все больше.
Кстати – та же Индия в рамках намечаемой пакетной сделки с Россией, рассматривает возможность приобретения у России нескольких подводных лодок модели «Модернизированная Варшавянка». И опять американцам нечего противопоставить. Они просто не имеют опыта строительства сравнительно небольших дизельных субмарин, оснащенных дальнобойным ракетным оружием. И хотя кое-кто на Западе, например ФРГ, имеет опыт разработки подобных кораблей, но отнюдь не в сочетании с такими уникальными боевыми возможностями. И опять — Россия вне конкуренции.
Вообще, надо сказать, что по боевым кораблям малого и среднего классов, у России заказов от иностранных флотов несравнимо больше, чем у тех же США. Американцы пошли по пути, заведомо неприемлемому ни для одной зарубежной страны – строительства сверхдорогих, штучных боевых единиц, которые просто никому не по карману. В том числе и самой Америке. Которая была, например, вынуждена сократить закупки новейшего эсминца «Замуолт» с 52 до 3 кораблей. Американцы раньше выходили из положения тем, что передавали другим флотам свои устаревающие «плавсредства». Но скоро у них и такой возможности может не быть, ввиду очень ограниченных серий военно-морского новостроя. И большинству стран мира просто ничего больше не остается, как обращаться за новыми боевыми кораблями к России. Причем заказывают, как правило, крупные серии, поскольку опять же — по критерию «стоимость-эффективность», это самый оптимальный вариант расходования денег. Например, Алжир заказал сразу шесть ракетных сторожевых кораблей.
Вообще, надо сказать, что жадность американского «фраера» губит буквально на корню. Военно-промышленный комплекс США изначально заточенный на получение максимальной прибыли при минимальных вложениях, громоздит один за другим проекты, от которых Америку все чаще бросает то в жар, то в холод. А толку практически никакого.
Например, широко распиаренная американцами концепция «обезоруживающего глобального удара», по оценкам российских специалистов-ракетчиков, в частности — главного конструктора знаменитого МИТа Ю.Соломонова – это выброшенные на ветер гигантские деньги. По той элементарной причине, что она в принципе неосуществима. Никто не будет ждать, пока эта хваленая гиперзвуковая ракета куда-то там долетит. И кнопки ответного удара будут нажаты гораздо раньше.
А вот смастерить нечто весьма недорогое, но в то же время крайне эффективное и при том гениально замаскированное – типа пусковой установки крылатых ракет в обычном морском контейнере, у американцев руки не доходят – наверняка потому, что дело это по их меркам копеечное. А военная целесообразность и государственный интерес для них дело десятое.
Легендарные американские истребители «пятого поколения», стоимость которых едва ли не превышает цену такого же по весу количества золота, еще одно тому доказательство. Возможность их массовой закупки ставится под сомнение уже в самих США, настолько они неподъемно дорогие. Канада от этого «счастья» уже отказалась. Про другие, куда более бедные страны и говорить не приходится. Румыны, которые одно время раскатали губу на Ф-35, быстро выбросили из головы эту блажь и ограничились закупкой подержанных Ф-18 «Хорнет». Могли бы и, наверняка с охотой, приобрести новейшие российские истребители завоевания господства в воздухе типа Су-35, но клятая натовская солидарность не позволяет.
Тем временем, за российским Су-34, зарекомендовавшим себя в качестве грозы мирового терроризма на сирийском фронте, уже началась форменная охота. Иметь такой «на все руки мастеровой» самолет в составе своих ВВС – голубая мечта многих заграничных военных. Тем более, что никто в мире ничего похожего предложить не может. Такого класса машин в современной западной авиации просто нет, и как сейчас выясняется, совершенно, напрасно. Россия опять – вне конкуренции.
Точно также как и в сфере вертолетостроения. Российские Ми-17 самых разных модификаций расхватывают в мире как горячие пирожки, в числе покупателей даже само министерство обороны США. И все по той же причине – ничего даже отдаленно сходного по эффективности и надежности за такие сравнительно небольшие деньги в мире просто не делают.
Про новейшие танки Т-14 «Армата», на которые смотрят, облизываясь, все армии мира и говорить не приходится. «Уралвагонзавод» вынужден отказывать зарубежным заказчикам по единственной причине – полной загруженности заказами собственной армии.
Список этих впечатляющих примеров российского превосходства можно продолжать еще долго. И они в своей совокупности убеждают – на правильном пути в сфере военного строительства находится именно Россия, а не её визави США. Потому что российский ВПК делает то, что нужно своей стране и всему миру, в то время как американский все чаще — то, что не нужно никому, в том числе и самой Америке. Ведь США, было дело — даже свой авианосец пытались Индии всучить. Но индусы все равно купили российский!