И вÑÑ‘ же гоÑподина Чаплина оÑвободили от должноÑти. Ð’Ñеволод Чаплин, отвечавший ранее в РПЦ за взаимодейÑтвие Ñ Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÑтвом, был отправлен в отÑтавку и Ñтал теперь чуть ли не оппозиционером. Так, гоÑподин Чаплин уÑпел уже заÑвить на радио «Говорит МоÑква», что патриарх Кирилл «долго не продержитÑÑ», так как «переÑтал понимать, что он коллективный проект»:
«Думаю, долго он не продержитÑÑ. Думаю, что Ñто противоречие между верой в личную харизму и окружающей реальноÑтью будет только уÑиливатьÑÑ», - подчеркнул Ð’Ñеволод Чаплин в прÑмом Ñфире радиоÑтанции «Говорит МоÑква».
Ð’ Ñвою очередь руководитель преÑÑ-Ñлужбы патриарха МоÑковÑкого и вÑÐµÑ Ð ÑƒÑи ÐлекÑандр Волков отметил, что «оÑтавлÑет заÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð’.Чаплина на его ÑовеÑти».
«ВÑтупать в беÑÑмыÑленную полемику не предÑтавлÑетÑÑ Ñ†ÐµÐ»ÐµÑообразным», - добавил он в интервью радиоÑтанции «Говорит МоÑква».
До Ñтого Ð’Ñеволод Чаплин раÑÑказал «Дождю», что Церковь должна боротьÑÑ Ñ ÐºÐ¾Ñ€Ñ€ÑƒÐ¿Ñ†Ð¸ÐµÐ¹ Ñреди чиновников, и что аппарат патриарха Кирилла неÑффективен: по Ñловам Чаплина, в церкви не хотÑÑ‚ видеть палитры мнений.
«Я давно Ñпорил Ñо СвÑтейшим патриархом по вопроÑам церковно-гоÑударÑтвенных отношений и вопроÑам церковного управлениÑ. Я Ñчитаю, что Церковь Ñ Ð²Ð»Ð°Ñтью должна говорить открытым Ñзыком, вмеÑто того, чтобы заиÑкивать перед какими-то чиновниками», — раÑÑказал Чаплин.Â
По его Ñловам, многие Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² Церкви принимаютÑÑ Ð¿Ð°Ñ‚Ñ€Ð¸Ð°Ñ€Ñ…Ð¾Ð¼ «Ñпонтанно, без должных конÑультаций», а не «коллегиально».Â
«Полагаю, его СвÑтейшеÑтво думает, что в Церкви должен звучать только его голоÑ. Ðо Ñто больше никогда не будет так», — говорит Чаплин.Â
Бывший глава Ñинодального отдела раÑÑказал, что Ñам аппарат патриарха никогда не получал коллегиального церковного Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð·-за его размеров и раÑходов.Â
«ÐффективноÑÑ‚ÑŒ аппарата патриарха вызывает огромные вопроÑы», — говорит Чаплин.Â
«Думаю, ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ÑÑ Ð¿Ð¾Ð¿Ñ‹Ñ‚ÐºÐ° иÑключить в Церкви любые незавиÑимые голоÑа, любых людей, которые могут громко и ÑамоÑтоÑтельно выÑказыватьÑÑ. Ðо никто не отнимет у Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¼Ð¾Ð¹ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ñ Ð¸ мою позицию», — Ñказал Чаплин.Â
По его Ñловам, ему ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ ÑƒÐ¶Ðµ Ñделали «туманные предложениÑ» по поводу работы, но Чаплин «не ÑобираетÑÑ Ð¾Ð±Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ð²Ð°Ñ‚ÑŒ Ñти туманные обещаниÑ, на отказ от ÑобÑтвенного голоÑа и Ñвою Ñвободу».
Также, по Ñловам бывшего главы Ñинодального отдела, «Церковь не должна улыбатьÑÑ Ð¸ обниматьÑÑ Ñ Ð»ÑŽÐ´ÑŒÐ¼Ð¸, которые хорошо извеÑтны как коррупционеры». Так он прокомментировал Ñвое заÑвление о том, что нужно открыто говорить о воровÑтве чиновников.Â
«Палитра мнений, палитра выÑказываний — Ñто уже реальноÑÑ‚ÑŒ. И ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð²Ð»Ð°ÑÑ‚ÑŒ не у того, кто может кого-то назначить или уволить, а у того, кто влиÑет на общеÑтво прÑмым ÑпоÑобом», — заÑвил Чаплин.Â
ÐœÐµÐ½Ñ Ñта отÑтавка Ñовершенно не удивила, как не удивила Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¸ жёÑÑ‚ÐºÐ°Ñ ÐºÑ€Ð¸Ñ‚Ð¸ÐºÐ° отÑтранённого от должноÑти Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚Ð¾Ð¸ÐµÑ€ÐµÑ Ð² Ð°Ð´Ñ€ÐµÑ Ð¦ÐµÑ€ÐºÐ²Ð¸. Процитирую абзац из июньÑкой беÑеды гоÑподина Чаплина на «Ðхе МоÑквы»:
«Ðо давайте Ñ Ð²Ñе-таки перейду в нападение. СветÑкоÑÑ‚ÑŒ не работает. СветÑкоÑÑ‚ÑŒ Ñто Ð¼ÐµÑ€Ñ‚Ð²Ð°Ñ Ð¸Ð´ÐµÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ. ЕÑли общеÑтво живет в уÑловиÑÑ… отноÑительного мира, — ÑпокойÑтвиÑ, ÑытоÑти какое-то количеÑтво деÑÑтилетий, парочку-троечку, — оно может прожить в уÑловиÑÑ… ÑветÑкоÑти. Ðикто не пойдет умирать за рынок, никто не пойдет умирать за демократию, а необходимоÑÑ‚ÑŒ умирать за общеÑтво, за его будущее вÑегда, рано или поздно, возникает. Мир долгим не бывает, мир ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð³Ð¸Ð¼, Ñлава богу, не будет. Почему Ñ Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ€ÑŽ «Ñлава богу» — общеÑтво, в котором Ñлишком много Ñытой и Ñпокойной, беÑпроблемной, комфортной жизни, Ñто общеÑтво, оÑтавленное Богом, Ñто общеÑтво долго не живет».
У Ð¼ÐµÐ½Ñ ÐµÑÑ‚ÑŒ товарищ, предÑтавитель креативного клаÑÑа и убеждённый оппозиционер, отличный профеÑÑионал в Ñвоём деле. Мы регулÑрно вÑтречаемÑÑ Ñ Ð½Ð¸Ð¼, и он мне переÑказывает Ñвежие оппозиционные утки из передач «ДождÑ» и Ñтатей «Медузы».
Обычно мне не ÑоÑтавлÑет труда разъÑÑнить Ñ Ñ†Ð¸Ñ„Ñ€Ð°Ð¼Ð¸ в руках, где конкретно оппозиционеры недоговаривают или лукавÑÑ‚ — ÑпаÑибо «Справочнику патриота», разного рода западные мифы теперь разоблачаютÑÑ Ñлементарно. Однако когда мой товарищ указал мне на вышеприведённую цитату гоÑподина Чаплина о том, что война — Ñто хорошо, Ñ Ñильно затруднилÑÑ Ñ Ð·Ð°Ñ‰Ð¸Ñ‚Ð¾Ð¹ прогоÑударÑтвенной точки зрениÑ.
Я вынужден был признать, что гоÑподин Чаплин Ñильно неправ. Также Ñ Ð²Ñ‹Ð½ÑƒÐ¶Ð´ÐµÐ½ был признать, что должноÑÑ‚ÑŒ гоÑподина Чаплина примерно ÑоответÑтвует должноÑти преÑÑ-ÑÐµÐºÑ€ÐµÑ‚Ð°Ñ€Ñ Ð¸, Ñледовательно, ÑпиÑать Ñлова Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚Ð¾Ð¸ÐµÑ€ÐµÑ Ð½Ð° коÑноÑзычие отдельного функционера, который на Ñамом деле ÑовÑем не то имел в виду, Ñ Ñ‚Ð¾Ð¶Ðµ не мог.
Теперь Ñ Ð²Ð¸Ð¶Ñƒ, что те Ñлова гоÑподина Чаплина обеÑкуражили не одного менÑ, и что церковный аппарат Ñделал Ñтандартный в руÑÑкой политичеÑкой культуре ход: выдержал паузу в неÑколько меÑÑцев и мÑгко отÑтранил Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚Ð¾Ð¸ÐµÑ€ÐµÑ Ð¾Ñ‚ той должноÑти, на которой гоÑподин Чаплин — давайте будем откровенными — Ñкорее портил репутацию Церкви, нежели улучшал её.
Отмечу, что обÑтановка на идеологичеÑких фронтах в РоÑÑии веÑьма тревожнаÑ, РПЦ должна непрерывно оборонÑÑ‚ÑŒÑÑ Ð¾Ñ‚, например, западных проповедников ультралиберализма. Задача Ñта вполне Ñ€ÐµÑˆÐ°ÐµÐ¼Ð°Ñ â€” на Западе ультралибералы выÑоко держат Ð·Ð½Ð°Ð¼Ñ Ð½ÐµÐ°Ð´ÐµÐºÐ²Ð°Ñ‚Ð°, то уÑÑ‚Ñ€Ð°Ð¸Ð²Ð°Ñ ÑˆÐ¾Ñƒ из раÑÑ‡Ð»ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð²ÐµÑ€Ð¸Ð½Ñ‹Ñ… трупов, то Ð²Ñ‹Ð´Ð°Ð²Ð°Ñ Ð¿ÐµÑ€Ð²Ñ‹Ðµ призы бородатым певицам. Однако предÑтавители Цервки должны вÑÑ‘ же прикладывать некоторые уÑилиÑ, чтобы выглÑдеть на фоне западной дикоÑти умиротворённо и благообразно.
СитуациÑ, в которой ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð»Ð°ÑÑŒ Церковь, мÑгко говорÑ, не нова. Помните, как опиÑывал Ðиколай КоÑтомаров дейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð¸ÐµÐ·ÑƒÐ¸Ñ‚Ð¾Ð² в XVII веке? Цитирую:
«Иезуиты обращали в Ñвою пользу ÑвойÑтвенную молодежи ÑклонноÑÑ‚ÑŒ к шалоÑÑ‚Ñм и не только не обуздывали в детÑÑ… дурные побуждениÑ, но развивали их, чтобы обратить в пользу Ñвоих заветных целей. Так иезуитÑкие наÑтавники подÑтрекали Ñвоих учеников делать разные оÑÐºÐ¾Ñ€Ð±Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¾Ñлавным людÑм и оÑобенно ругатьÑÑ Ð½Ð°Ð´ правоÑлавным богоÑлужением: иезуитÑкие ученики врывалиÑÑŒ в церкви, кричали, беÑчинÑтвовали, нападали на церковные шеÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð¸ позволÑли Ñебе разные неприÑтойноÑти, а наÑтавники ободрÑли их за Ñто.
Когда Могила в 1642 году Ñобирал Ñобор, Сакович напиÑал против Ñтого Ñобора по-польÑки едкую Ñатиру, а вÑлед за тем разразилÑÑ Ð¾Ð±ÑˆÐ¸Ñ€Ð½Ñ‹Ð¼ Ñочинением на польÑком же Ñзыке, под названием «ПерÑпектива заблуждений, ереÑей и предраÑÑудков руÑÑкой церкви». Сакович в Ñтом Ñочинении держитÑÑ ÑпоÑоба, введенного иезуитами и долгое Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ ÑохранÑвшегоÑÑ Ð² Польше во вÑех Ñпорах и нападках католиков на руÑÑкую церковь. СпоÑоб Ñтот ÑоÑтоÑл в том, что подмечалиÑÑŒ и ÑобиралиÑÑŒ Ñлучаи вÑевозможнейших злоупотреблений, завиÑевших как от невежеÑтва, так и oÑ‚ дурных качеÑтв тех или других личноÑтей, занимавших ÑвÑщенничеÑкие меÑта, и такие Ñлучаи принималиÑÑŒ как бы за нормальные признаки, приÑущие правоÑлавной церкви. Ð’Ñе Ñочинение Саковича наполнено подобного рода обличениÑми».
Как будто про наше Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð½Ð°Ð¿Ð¸Ñано, верно? Тут и «беÑчинÑтва в церквÑх», тут и подробное перечиÑление злоупотреблений разнообразных ÑвÑщенников…
Вот вам проÑтой журналиÑÑ‚Ñкий трюк. Берём любой Ñрез общеÑтва — допуÑтим, велоÑипедиÑтов. Идём в поиÑковик и забиваем туда фразу «велоÑипедиÑÑ‚ оÑуждён». ПроÑматриваем первые неÑколько Ñтраниц материалов и получаем отличный материал Ð´Ð»Ñ Ñтатьи «двухколёÑÐ½Ð°Ñ Ñ‡ÑƒÐ¼Ð°Â». Теперь подводим идеологичеÑкую базу под наше обвинение — деÑкать, выхлопные газы, которыми дышат велоÑипедиÑÑ‚Ñ‹, делают их агреÑÑивными, а Ð¾Ñ‚Ð»Ð¸Ð²Ð°ÑŽÑ‰Ð°Ñ Ð¾Ñ‚ мозга в ноги кровь оÑлаблÑет их Ñамоконтроль. ВуалÑ: теперь мы можем краÑиво и убедительно разжигать недовольÑтво в Ð°Ð´Ñ€ÐµÑ Ð²ÐµÐ»Ð¾ÑипедиÑтов.
Разжигать недовольÑтво в Ð°Ð´Ñ€ÐµÑ Ð¦ÐµÑ€ÐºÐ²Ð¸ ещё проще — так как общеÑтво ждёт от ÑвÑщенников доброй мудроÑти и тщательного ÑÐ¾Ð±Ð»ÑŽÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´Ð¸, а в реальной жизни ÑвÑщенникам приходитÑÑ Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚Ð¸Ð²Ð¾ÑтоÑÑ‚ÑŒ большому количеÑтву Ñоблазнов — и многие ÑвÑщенники вчиÑтую проигрывают Ñту борьбу.
Ðадо понимать, что РПЦ — как и Ð»ÑŽÐ±Ð°Ñ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð°Ñ ÐºÑ€ÑƒÐ¿Ð½Ð°Ñ Ñтруктура — наÑквозь пронизана разного рода бюрократичеÑкими уÑловноÑÑ‚Ñми и болезнÑми. Даже в организации из 20 человек редко когда вÑÑ‘ бывает хорошо уÑтроено — а в РПЦ вÑÑ‘ же чиÑлÑÑ‚ÑÑ Ð¾ÐºÐ¾Ð»Ð¾ 30 Ñ‚Ñ‹ÑÑчи разброÑанных по вÑей Ñтране ÑвÑщенников.
Кто будет теперь вмеÑто гоÑподина Чаплина пытатьÑÑ Ñглаживать Ñ‚Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñƒ Церковью и общеÑтвом?
Цитирую Павла Шипилина:
«Вчера СвÑщенный Синод РПЦ оÑвободил от должноÑти предÑÐµÐ´Ð°Ñ‚ÐµÐ»Ñ ÐžÑ‚Ð´ÐµÐ»Ð° по взаимоотношениÑм Церкви и общеÑтва Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚Ð¾Ð¸ÐµÑ€ÐµÑ Ð’Ñеволода Чаплина…
…Ñ, чеÑтно говорÑ, давно называл перÑону, которую мне бы хотелоÑÑŒ видеть на его меÑте. Именно Владимира Легойду, который в то Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ñ‚Ð¾Ð¶Ðµ был не поÑледним человеком в РПЦ — предÑедателем Синодального информационного отдела — и иногда выÑтупал в преÑÑе, на радио и телевидении. Хоть и не так чаÑто, как Ð’Ñеволод Чаплин. ÐеÑколько раз Ñ ÐµÐ³Ð¾ Ñлышал на «Ðхе МоÑквы», и уже тогда он мне казалÑÑ Ð¾Ð¿Ñ‚Ð¸Ð¼Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð¹ кандидатурой.
Ð¥Ð¾Ñ‚Ñ Ð±Ñ‹ потому, что Ñ Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÑтвом, ÑоÑтоÑщим не только из правоÑлавных, должен разговаривать не монах, который Ñлишком глубоко погружен в религиозную жизнь и проÑто не может позволить Ñебе компромиÑÑов в диÑкуÑÑиÑÑ… о хриÑтианÑтве».
Лично Ñ Ð½Ð¸Ñ‡ÐµÐ³Ð¾ не знаю о гоÑподине Легойде, однако тот факт, что речь идёт о журналиÑте и общеÑтвенном деÑтеле, а не о «кадровом» ÑвÑщеннике, позволÑет надеÑÑ‚ÑŒÑÑ, что Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñ†Ð¸Ñ Ð ÐŸÐ¦ будет теперь доноÑитьÑÑ Ð´Ð¾ общеÑтвенноÑти более внÑтно, чем Ñто было поÑледние годы.