Сегодня я хотел бы начать очередной цикл статей на немного необычную для меня, но всегда очень актуальную тему, в особенности актуальную под новый год, на тему религии. Совсем недавно миллиард с лишним человек праздновали Рождество Христово. К этому празднику была приурочена месса Папы римского в Ватикане.
Читать полностью: http://news.tut.by/world/478539.html
Понтифик в своей рождественской проповеди призвал всех, кто «опьянен духом потребления и ослеплен внешним блеском», вспомнить о непреложных ценностях жизни. В проповеди Папа вновь затронул важные для него темы милосердия, сострадания, сопереживания и справедливости.
«В обществе, так часто опьяненном духом потребления и жаждой наслаждений, богатством и расточительностью, самовлюбленностью и суетой, этот младенец [Иисус] призывает нас к сдержанной жизни, другими словами, к жизни в простоте, последовательности, необходимой для того, чтобы увидеть и понять, что важно», — сказал Папа.
Папа Франциск добавил, что каждый человек должен позволить простоте Иисуса-младенца наполнить душу и вдохновить жизни.
«В мире, который слишком часто беспощаден к грешнику и снисходителен к греху, мы должны развивать в себе чувство справедливости, чтобы различать волю Божью и действовать согласно ей».
Папа римский Франциск сказал во время мессы, что «Рождество — время, чтобы еще раз задуматься, кто мы есть». Чтобы послушать рождественскую мессу папы римского, в соборе Святого Петра в Ватикане собрались 10 тысяч человек.
Я не буду сейчас рассуждать о том, что такое грех, или вышеупомянутые "непреложные ценности жизни". Вместо этого, я сконцентрирую своё внимание на проблеме "духа потребления" и текущей ситуации в мире.
Итак, что же такое "дух потребления"? Можно выделить несколько составляющих этого понятия. Во-первых, это преследование личной материальной выгоды и достатка, отражением этого является потребность в хорошем рабочем месте, потребность в заработке. Во-вторых, это получение разнообразных благ и удовольствий за счёт личного материального достатка. Иными словами, человек работает, получает зарплату и тратит её. И так на протяжении всей жизни. Обычно такой вот замкнутый образ жизни именуется философией потребления. Возникают целые общественные движения, которые придерживаются этой философии. Однако я бы хотел несколько тщательнее её рассмотреть.
В зависимости от способа классификации, потребление можно разделить на три. или же на пять уровней. Сегодня я бы хотел поговорить о трёх уровнях. Что же это за уровни?
1) Материальное потребление;
2) Эмоциональное потребление (эмоции, чувства, образы);
3) Потребление информации.
Обычно. даже в самых суровых религиях считается, что для повседневной жизни, человеку необходима еда 1 раз в день, минимальное количество одежды, место для сна. И это всё. Всё остальное - излишество. В противовес этому современное общество предлагает нам десятки тысяч видов еды, десятки тысяч видо одежды и тысячи видов жилья. Именно такая широта выбора усиливает стремление человека к материальным удовольствиям. Если бы жизнь человека сейчас составляла несколько десятков тысяч лет, то наверное он б смог перепробовать все удовольствия в этом мире. И тогда проблема материального потребления сама собой отпала бы. Однако мы имеем жизнь, длинною в 70-80 лет, а за этот срок нереально испытать на себе всё. И вот так вот, в погоне за удовольствиями человек умирает. Это является основным постулатом философии потребления, точнее антипотребления.
Сразу говорю, что я не сторонник данной философии. Хотя некоторые положения лично мне довольно близки. Обычно считается, что приверженцы этой философии стремятся перейти на самообеспечение, ничего не покупать, не работать и т.д. Однако вся экономика сейчас ориентирована на производство материальных и духовных благ. Иначе говоря, глупо просто отрицать этот самый "дух потребления". Если все начнут это делать, разрушится не одно государство и будет сломано не мало судеб. Это именно тот случай, когда сама идея и цель кажутся правильными, но методы ни к чему не приведут.
Я уже упомянул о духовном потреблении, что же это? Об это уже говорит не непосредственно философия антипотребления, а религия. Это жажда удовольствий, не связанных с каким-либо материальным фактором. Например, это желание посмотреть фильм, послушать музыку, влюбиться в девушку или парня, далее различные желания, возникающие из человеческих взаимоотношений, типа желания доверия, взаимопонимания, доброты, или же злоба, ненависть, жажда власти. Религия смотрит на 1 уровень глубже философии антипотребления. Считается, что именно эти желания породили множество материальных желаний и в итоге образовали мир потребления.
Так же в религии представлен метод борьбы с этими желаниями - вера в Бога, молитва, покаяние, медитация. В христианстве чётко не объясняется почему эти способы действенны. Как и в исламе. Зато объясняется в буддизме. Место Бога там занимает Будда (Пробудившийся к Истине). И считается, что молитва, покаяние и медитация являются заменяют информацию, находящуюся внутри самого человека. И это уже имеет прямое отношение к последнему виду потребления...
Итак, потребление информации. Если рассудить здраво, то мы потребляем информацию постоянно. Это то, что нам нужно больше, чем еда и воздух. Мы бы умерли, если бы не знали как питаться и доставать себе пропитание. Мы бы умерли ещё быстрее, если бы в момент рождения инстинктивно не перепробовали все способы выжить и быстро не нашли бы болезненный способ дыхания через лёгкие. Медиками считается, что это наш первый внеутробный опыт. И сейчас, с развитием высоких технологий, в обществе начинает доминировать именно информация.
Становление информационного общеста, кстати, является одной из причин того, что на философию антипотребления и на регилию обращают всё меньше внимания. Многие учёные, даже с мировым именем считают, что когда общество действительно станет информационным в глобальном масштабе, то проблемы материального потребления (иначе говоря основные проблемы экономики) решаться сами собой. В противовес этому некоторые древние учения говорят, что это не так. Если обратиться к буддизму, то он говорит о том, что если с помощью медитаций и покаяния не очистить разум от лишней информации и не систематизировать её внутри самого человека, то это неизбежно приведёт к росту потребления. В том числе и к росту материального потребления.
С этим доводом лично я склонен согласиться. И потому, в этой статье хотелось бы разбить надежды многих людей, ждущих приход информационного общества, как панацею от всех бед. Так же я думаю, что смысл послания Папы римского не сильно отличается от того, что я затронул в текущей статье. В следующий раз я постараюсь выразить свой личный взгляд на эту проблему, а так же расскажу о способе классификации потребления на пять уровней. Большое спасибо всем за внимание!
Читать полностью:http://news.tut.by/world/478539.html
Читать полностью: http://news.tut.by/world/478539.html