Август 2008 года показал, как все т.н. «мировые» СМИ могут в унисон транслировать безальтернативную картину мира. Немногим позже известный немецкий журналист Удо Ульфкотте в своей книге «Продажные журналисты» приоткрыл завесу тайны, рассказав, как западные спецслужбы используют известные европейские газеты и телеканалы с целью ведения идеологической пропаганды.
Недавняя утечка информации из документа под названием «Стратегия российско-украинских взаимоотношений на 2014—2017 гг.» показывает, почему освещение гражданской войны на Донбассе в европейских СМИ было столь однобоким.
Что обращает на себя внимание?
Документ был принят на уровне Совета Национальной Безопасности, который в 2010 году был создан премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном в составе Кабинета министров.
КП публикует следующие подробности:
— Мы рекомендуем начать с … присутствия в русскоговорящих сетях социальных сетях Vkontakte, LiveJournal.ru и Odnoklassniki трехфазовым подходом, установленным Правительством Ее Величества (ПЕВ) для долгосрочного успеха, — считают авторы «Стратегии». В другом месте они же пишут, что эта программа рассчитана не на месяцы, а на годы, и потребует значительных ресурсов.
Три фазы и задачи, реализуемые в течение каждой из них, тоже расписаны подробно. Фаза I – создание и активация аккаунтов, на что потребуется всего 1 неделя. На фазу II отводится от 4-х до 6-ти недель, и в этот период сотрудники, занятые в программе должны «слушать и учиться». А только после этого наступает время для фазы III — «активное взаимодействие и осуществление плана».
А кто же будет сеять в России «разумное, доброе, вечное» в британском понимании? «Мультидисциплинарная команда, состоящая из сотрудников МИД и Министерства Обороны», собранные в «4-6 основных групп». А также привлеченные со стороны лица. Естественно, «с возможностью расширения». Что касается персонала, то это должны быть русскоговорящие сотрудники уровня С4, которые находятся в Лондоне, Москве, Киеве.
А само «разумное, доброе, вечное» для каждой целевой аудитории выглядит по- своему. Так, например, чтобы нейтрализовать «российскую пропаганду» для «широкой русской публики, включая уровень студентов», используются «основные сообщения», несущие следующие смыслы: «военное присутствие России в Украине, российские солдаты гибнут в необъявленной войне, российская экономика страдает из-за ее политики в отношении Украины, увеличивается международная изоляция России».
Если более внимательно посмотреть на сроки реализации программы — 2014—2017гг. — то нетрудно вспомнить, что осенью 2014 года британские спецслужбы заявили о наборе русскоговорящих сотрудников:
Газета сообщает, что начальники МИ-5, МИ-6 (Служба внешней разведки) и GCHQ (Управление правительственной связи Великобритании) стали активно набирать русскоговорящих сотрудников, поскольку, по их мнению, началась новая холодная война.
К примеру, одно из объявлений о найме на работу в эти организации ищет людей для «прослушивания русскоязычных телефонных переговоров», чтобы бороться с «потенциальной угрозой национальной безопасности, включая терроризм и шпионаж».
Под прикрытием каких организаций происходит реализация принятой программы?
Исполнителем заказа стала целая команда, в которую вошли сотрудники посольств английских, Министерства обороны, МИД, секретариат Кабинета министров, Департамент международного развития (DFID), исполком британского Фонда по предотвращению конфликтов, резиденции премьер-министра. Вложили в затею 1,1 млн фунтов стерлингов в качестве «оказания поддержки стратегическим коммуникациям в Украине», задействовали и административный бюджет МИД.
Партнерами программы стали и ЕС, и НАТО, Британский Совет, «Би-Би-Си» и стипендиальные программы Правительства Великобритании.
Стратегия основана на семи принципах, особого внимания заслуживает «подготовка к длительной кампании». МИД Британии раскрывает содержание:
«масштаб проблемы (особенно в пределах России) означает, что мы должны будем поддерживать наши усилия годами, не месяцами. Учитывая неуверенность по поводу будущих изменений политики и ситуации на местах, мы также должны создать возможность быстро отвечать на внезапные изменения обстоятельств, или перемены расстановки политических сил».
Реализовать стратегию планировали в три стадии: 1)октябрь—ноябрь 2014 года посвятить «созданию понимания», 2) ноябрь—март 2014-15 – «создать и провести кампании», 3) в марте «оценить воздействие».
Кампании поручено разрабатывать коммуникационной команде EECAD совместно с офисом по СМИ МИД, печатными изданиями и уполномоченными структурами правительства Великобритании. Первоочередные кампании объединены темами: «помни Крым», «военное присутствие России в Украине», «санкции работают», «свобода СМИ», «антикоррупционная».
Летом 2015 года в медиасфере разразился скандал.
Выяснилось, что РБК и «Дождь» реализуют в России в т.ч. интересы МИД Великобритании:
Телеканалы РБК-ТВ и «Дождь», сотрудничая с английской ВВС, «доставляют нужную МИД Великобритании информацию российской аудитории». Об этом говорится в отчете комитета по иностранным делам палаты общин Великобритании, подготовившего доклад о деятельности МИД Британии (документ есть у «Известий»). Как заявляют авторы доклада, такая политика «мягкой силы» крайне эффективна для продвижения интересов Великобритании за рубежом и в этой ситуации не следует сокращать гранты МИДа на финансирование зарубежного вещания. Представители «Дождя» и РБК заявляют, что работают с ВВС на безвозмездной основе, однако эксперты уверены, что прямое финансирование возможно. Сотрудничество РБК и «Дождя» с BBC продолжается до сих пор — это видно по программной сетке телеканалов. Эксперты уверены: используемая английскими властями «мягкая сила» — это продвижение национальных интересов под видом образовательного, культурного сотрудничества.
Доказательства более чем убедительные — об этом отчитались сами британцы.
В качестве заключения
На мой взгляд, исходя из прочитанного в указанных источниках, работа по информационному противодействию России со стороны Великобритании ведётся довольно вяло.
Если взять во внимание аналогичные действия со стороны американских спецслужб — там уровень исполнения на порядок выше.
Не удивительно, что Хиллари Клинтон и Джона Керри немного потряхивает при упоминании достижений RT, который имеет в разы более низкое финансирование ($220 млн), чем американская машина пропаганды ($700 млн). Что уж говорить про Великобританию?
Данные потуги кажутся жалкими. Разве никто не знает, что РБК и «Дождь» — это откровенная пропаганда русофобии?
Да британцы ещё только начинают что-то делать в нашем информационном поле, а народу уже всё давно ясно — все их потуги тщетны.
На мой взгляд, их программа направлена больше на собственную аудиторию, перед которой надо как-то оправдываться за проводимую в мире политику.
На нечто большее она, увы, претендовать не в состоянии.