Notice: Constant DATE_RFC7231 already defined in /home/cyrilsh/13.cyrilsh.z8.ru/docs/includes/bootstrap.inc on line 258
Как научить ребенка читать, или Литература как бронепоезд духа | ВсеНовости.ру

сеНовости

Вы здесь

Как научить ребенка читать, или Литература как бронепоезд духа

Сообщение об ошибке

  • Warning: ini_set(): Headers already sent. You cannot change the session module's ini settings at this time in drupal_environment_initialize() (line 691 of /home/cyrilsh/13.cyrilsh.z8.ru/docs/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: ini_set(): Headers already sent. You cannot change the session module's ini settings at this time in drupal_environment_initialize() (line 692 of /home/cyrilsh/13.cyrilsh.z8.ru/docs/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: ini_set(): Headers already sent. You cannot change the session module's ini settings at this time in drupal_environment_initialize() (line 693 of /home/cyrilsh/13.cyrilsh.z8.ru/docs/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: ini_set(): Headers already sent. You cannot change the session module's ini settings at this time in drupal_environment_initialize() (line 696 of /home/cyrilsh/13.cyrilsh.z8.ru/docs/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: ini_set(): Headers already sent. You cannot change the session module's ini settings at this time in drupal_environment_initialize() (line 698 of /home/cyrilsh/13.cyrilsh.z8.ru/docs/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: ini_set(): Headers already sent. You cannot change the session module's ini settings at this time in include_once() (line 302 of /home/cyrilsh/13.cyrilsh.z8.ru/docs/sites/default/settings.php).
  • Warning: ini_set(): Headers already sent. You cannot change the session module's ini settings at this time in include_once() (line 303 of /home/cyrilsh/13.cyrilsh.z8.ru/docs/sites/default/settings.php).
  • Warning: ini_set(): Headers already sent. You cannot change the session module's ini settings at this time in include_once() (line 311 of /home/cyrilsh/13.cyrilsh.z8.ru/docs/sites/default/settings.php).
  • Warning: ini_set(): Headers already sent. You cannot change the session module's ini settings at this time in include_once() (line 318 of /home/cyrilsh/13.cyrilsh.z8.ru/docs/sites/default/settings.php).
  • Warning: ini_set(): Headers already sent. You cannot change the session module's ini settings at this time in drupal_settings_initialize() (line 792 of /home/cyrilsh/13.cyrilsh.z8.ru/docs/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: session_name(): Cannot change session name when headers already sent in drupal_settings_initialize() (line 804 of /home/cyrilsh/13.cyrilsh.z8.ru/docs/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/cyrilsh/13.cyrilsh.z8.ru/docs/includes/bootstrap.inc:258) in _drupal_bootstrap_page_cache() (line 2428 of /home/cyrilsh/13.cyrilsh.z8.ru/docs/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: session_set_save_handler(): Cannot change save handler when headers already sent in drupal_session_initialize() (line 242 of /home/cyrilsh/13.cyrilsh.z8.ru/docs/includes/session.inc).
  • Warning: session_id(): Cannot change session id when headers already sent in drupal_session_initialize() (line 266 of /home/cyrilsh/13.cyrilsh.z8.ru/docs/includes/session.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/cyrilsh/13.cyrilsh.z8.ru/docs/includes/bootstrap.inc:258) in drupal_send_headers() (line 1237 of /home/cyrilsh/13.cyrilsh.z8.ru/docs/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/cyrilsh/13.cyrilsh.z8.ru/docs/includes/bootstrap.inc:258) in drupal_send_headers() (line 1237 of /home/cyrilsh/13.cyrilsh.z8.ru/docs/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/cyrilsh/13.cyrilsh.z8.ru/docs/includes/bootstrap.inc:258) in drupal_send_headers() (line 1237 of /home/cyrilsh/13.cyrilsh.z8.ru/docs/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/cyrilsh/13.cyrilsh.z8.ru/docs/includes/bootstrap.inc:258) in drupal_send_headers() (line 1237 of /home/cyrilsh/13.cyrilsh.z8.ru/docs/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/cyrilsh/13.cyrilsh.z8.ru/docs/includes/bootstrap.inc:258) в функции drupal_send_headers() (строка 1237 в файле /home/cyrilsh/13.cyrilsh.z8.ru/docs/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/cyrilsh/13.cyrilsh.z8.ru/docs/includes/bootstrap.inc:258) в функции drupal_send_headers() (строка 1237 в файле /home/cyrilsh/13.cyrilsh.z8.ru/docs/includes/bootstrap.inc).
  • Deprecated function: The each() function is deprecated. This message will be suppressed on further calls в функции menu_set_active_trail() (строка 2394 в файле /home/cyrilsh/13.cyrilsh.z8.ru/docs/includes/menu.inc).

Как приохотить ребёнка к чтению? Как помочь начать читать? Как, наконец, заставить ребёнка взять в руки книгу? Проблема системная. «Легко ломать, да трудно строить». Рассмотрим два уровня – житейский и социально-психологический.

На обыденном уровне всё просто

Новых рецептов нет. Инновации тут бессильны. Ещё Константин Дмитриевич Ушинский и Антон Семёнович Макаренко отмечали «решающую силу привычки» в воспитании. Волшебная сила постоянства, «структур повседневности», «вода камень точит»… Размеренный, дисциплинированный, спокойный (без надрыва и метаний), целеустремлённый быт… И «культ книги» (Василий Александрович Сухомлинский), книга (хорошая, классическая) на пьедестале, в ореоле почитания, поклонения.

Папа с книгой. Мама с книгой. Лучший подарок – книга. Традиции семейного чтения. Обсуждение прочитанного. Теле- и радиоспектакли вместо пивной рекламы. Библиотека вместо игрового зала. И время не упустить. Самый «откликающийся», сензитивный возраст – 5–9 лет.

Вложения окупятся сторицей – душевным контактом с ребёнком, искренней любовью обернутся. Прочитанные книги – «спящие богатыри» (Василий Александрович Сухомлинский), они изнутри, из субъектности дитяти, будут помогать, защищать, поддерживать, по жизни вести.

В книгах – душа народа, во дни грядущих испытаний нам и нашим детям как никогда нужна будет опора, стержень, оселок. Великая русская литература – бронепоезд духа, до поры стоящий под парами на запасном пути. Но, слышите, раздаётся призывный гудок!

Вы скажете: утопия, несбыточная мечта. «Легко сказать, да трудно сделать». Трудно, да надо. Обратимся к социально-психологическому и даже идеологическому уровню анализа проблемы.

Чтение – это не бессмысленный, гипнотический, сомнамбулический перебор телепрограмм. Чтение – не компьютерный серфинг. До чтения ещё надо дорасти, добежать, подняться.

Чтение требует концентрации, сосредоточенного внимания, произвольности, волевого усилия, активизации воображения и фантазии. Серьёзное чтение не «развлекалово», а работа души. Чтение – это ТРУД. Прежде, чем труд чтения превратится в хлеб насущный для нашей души, в неутомляемую, самовоспроизводящуюся, сладчайшую потребность… Семь потов должно сойти.

А вот тут-то, чёртик из табакерки выскакивает и хохочет. Увы, в постмодернистском обществе труд не в чести.

Комфорт, успех любой ценой, гедонизм, поиск удовольствий и острых ощущений, эффективность, понимаемая как «поменьше отдавать, побольше получать». Расслабленное состояние. Всё понарошку. «Живи – играй». «Не парься, не грузись». Не случайно молодёжь сегодня воспринимает чтение, как «напряг», обременение, нечто свойственное для одной из маргинальных групп – «ботанов», «ботаников».

Что же делать?

Понять, что «беременность сама не рассосётся», что так, вдруг дети читать не начнут. Самоустранения государства, общества, различные имитационные обманки – дорога в ад. Без чтения – нет самой важной, мировоззренческой компоненты конкурентоспособности.

Историческое будущее имеет тот народ, дети которого читают. Читателя надо формировать, любовь к чтению проектировать. Надо на всех уровнях запускать деятельность по приучению ребёнка к чтению.

Вот только несколько самых очевидных, лежащих на поверхности действий:

1. Провести санацию, очищение телевидения для детей и подростков. Ввести жесточайшую педагогичскую цензуру информации. Юристы принимают законы, экономисты занимаются экономикой… Дай Бог.

Но почему в педагогику лезут непрофессионалы, почему учитель опущен ниже плинтуса, почему учителя снисходительно поучают все, кому не лень, люди, никогда не стоявшие у доски. Учитель – не менеджер, не урокодатель. Учитель – властитель дум. Учитель – «сеет разумное, доброе, вечное». Учителям надо вернуть себе достоинство, обрести голос, возглваить борьбу за умы и души детей.

Нужна защищённая, развивающая коммуникативно-знаковая среда. Взять фильмы, мультики, песни, созданные в СССР. Закупить лучшую классику народов мира. А то обрушили на ребёнка девятый вал противоречивой, неструктурированной информации. Погрузили в интернет-порно-контент, загрузили социологической рекламой, рисующей жующих, жизнерадостных дебилов как образец для подражания, провозгласили с высоких трибун «воспитывать потребителя», и ещё удивляются: ба, дети не читают!

2. Прекратить третировать русский язык и литературу в школьных программах. В 1950 году на чтение, чистописание, русский язык в начальной школе отводилось 15 часов, сейчас от 3-х до 5-ти. Это позор и вредительство. Важно ещё и качество литературы. Почему изымают, уменьшают часы на Шолохова, Маяковского, Фадеева, Горького? Кем заменяют? Зачем вводят невразумительные элективные курсы?

3.Вернуть сочинение как ГЛАВНЫЙ экзамен в гуманитарные ВУЗы, как инициацию, «тест» на зрелость, взрослость. У ЕГЭ должна быть альтернатива! Почему, если у нас демократия, НИКАК не учитывается мнение большей части народа? Мы выполняем чей-то политический заказ? Несём тяжкое бремя взятых на себя политиками обязательств?

И ещё, может, главное, сокровенное. Соскучился наш народ по большому, альтруистическому историческому делу. Духовное – превыше материального. Взаимопомощь, братство людей – превыше пещерного индивидуализма. Человек рождён для счастья, мечты, борьбы, подвига. Долой теплохладность терпимости – толерантности к пороку, лжи, ненависти, злобе. Очень надеюсь, что русская литература спохватится, очнётся от постмодернистского чёрного морока. «Пора, красавица, проснись»! Вновь, как всегда воспой героев, подобных Тарасу Бульбе, Павке Корчагину, Алексею Мересьеву…

И там, на кромке горизонта, пусть их встретит Дон Кихот, и с песней они направятся на встречу солнцу, к своему читателю.

Михаил Телегин, доцент МГППУ, руководитель сектора «Философия для детей»