До перестройки в нашей стране была запрещена реклама лекарств. Наверное, это был перебор. Думаю, рекламировать лекарства для врачей необходимо: они обязаны следить за новинками. Но реклама для населения, убеждена, должна быть очень избирательной и осторожной.
Вот вам примеры. Все помнят: «Мезим: для желудка незаменим.» А я просто ахнула, когда впервые это услышала. Я по образованию провизор, много лет проработала в аптеке и о вреде лекарств знаю достаточно. Мезим необходим только больному желудку, который не способен вырабатывать собственные пищеварительные ферменты. Здоровый человек может его принимать только изредка, в случае серьезного переедания.
Никто не спорит, препарат хороший и эффективный, но этим же и опасен для здоровых людей. Представьте: принял человек препарат после обильного застолья, почувствовал, как сразу стало легко и комфортно его желудку – и уверился в его «волшебном» действии. Люди, далекие от медицины, нередко верят в чудодейственную силу таблетки, не задумываясь, что есть и обратная сторона медали. Начнет здоровый человек, склонный к перееданию, принимать мезим (или креон – теперь и его рекламируют!) достаточно часто и регулярно – и настанет время, когда он не сможет без него обходиться.
Нет, это не наркотик, это, так называемая, заместительная терапия. Наш организм очень экономичен: если что-то можно получить «даром», зачем самому трудиться? Получая достаточно регулярно препарат, который сам должен производить, он начинает снижать его выработку. И может наступить время, когда своих ферментов будет уже недостаточно. Вот тогда мезим действительно будет незаменим! А может, для того и делают такую рекламу? Выгодно же!
Или сосудосуживающие средства от насморка. Вот тут действие может быть сродни наркомании, когда нос привыкает к этим средствам и без них не хочет дышать.
Нос-наркоман! И «соскочить» с этих капель порой не намного легче, чем наркоману отказаться от наркотиков. Пользоваться такими средствами надо очень осторожно. Когда я работала в аптеке, всех предупреждала: не использовать больше 3 дней и не капать чаще, чем 3 раза в день.
В общем, советую вам не верить рекламе лекарств и ничего не покупать без назначения врача или хотя бы совета грамотного фармацевта. При этом помнить: не только фармацевту, зарплата которого напрямую зависит от выручки, но и врачу зачастую выгодно назначать вам препаратов побольше и подороже.
Татьяна Николаева.