Бессовестным лжецом можно, без всякого сомнения, назвать всякого, кто скажет, что Москва не похорошела за последние годы. Гулять по столице стало намного приятнее – это касается и парков, и центральных улиц, и даже некоторых окраин.
А как не хватает в поездках московского быстрого и бесплатного вайфая в метро. Попадается в провинциальном и иностранном транспорте бесплатный вайфай, но он не быстрый, а если быстрый – то не бесплатный. А чаще всего – никакого. Сиди и читай книжку по старинке.
Разумеется, недовольны происходящими изменениями автомобилисты, но в этой ситуации они – враги прогресса. Москва, как и большинство городов мира, не приспособлена для того, чтобы каждый взрослый житель помимо занимаемой им лично территории еще брал с собой везде железного коня площадью около восьми квадратных метров.
Хотя и для автомобилистов есть полезные нововведения. На днях мой знакомый припарковал машину возле метро «Сходненская», а вернувшись, обнаружил разбитый бампер, нарисованный на заднем стекле смайлик и издевательскую надпись «простите».
Еще несколько лет назад этим бы дело и кончилось, но теперь возле каждой станции метро стоят камеры, и я очень надеюсь, что виновник (а скорее, виновница, сложно представить на этом месте мужчину, хотя всякое бывает) понесет заслуженное наказание и за бампер, и за смайлик, и за оставление места ДТП.
А как прекрасен фестиваль «Рождественский свет». Действительно, такой красоты москвичи еще не видели, и положительные эмоции от светящихся улиц не способны испортить даже мошенники с голубями, которые в худших традициях курортных городов всучивают птиц детям для фотографирования, а потом требуют с обескураженных напором родителей бешеные тысячи рублей. Некоторые, увы, платят.
Словом, Москва действительно становится все более и более приятным для жизни и отдыха городом, и не заметить этого нельзя.
Но красота и удобство – это вовсе не базовые потребности человека. В знакомой каждому человеку с высшим образованием (и некоторым без) пирамиде Маслоу эстетические потребности идут предпоследними, а необходимость ощущать себя в безопасности – второй, сразу после физиологических нужд.
Подавляющее большинство московских домов насчитывают больше пяти этажей, подавляющее большинство москвичей живут выше первого этажа, а значит, регулярно пользуются лифтом.
В Москве второй случай только за месяц, плюс в 2014 году упал лифт с рабочими в Новой Москве, плюс совсем недавно дважды падали лифты в Подмосковье, которое юридически другой регион, но кому от этого легче.
Декабрьская трагедия, когда просевшая кабина лифта раздавила коляску, в которой был младенец, в очередной раз напомнила, что все требования безопасности пишутся кровью и смертями. Я очень хорошо помню, как в советское время возле каждого лифта висели большие иллюстрированные правила пользования, в которых категорически запрещалось ввозить в лифт коляску с ребенком. Достать ребенка – завезти коляску. Только так.
Я опросил несколько 20-летних знакомых, выяснилось, что они об этом правиле не слышали. Потому что в последние годы лифты и окололифтовые пространства заполонены рекламой, в кабинах висят зеркала, которые регулярно разбивают вандалы, а правила пользования если и есть – то где-то незаметно мелким шрифтом.
И еще один важный момент – убивший ребенка лифт был за неделю до того отремонтирован.
Теперь трагедия в «Алых парусах», вокруг которой столько слухов и недомолвок, как будто это произошло не в воспетом Сергеем Лукьяненко в «Дозорах» столичном доме, а где-то в глубине сибирской тайги. Погибла одна женщина или еще и мужчина? Порвался трос или отвалилось дно?
На второй день после аварии смерть мужчины вроде бы опровергли, но что случилось с кабиной, по-прежнему толком неясно. Современные лифты так устроены, что в случае обрыва троса они не падают, а блокируются. А уж что должно произойти для того, чтобы кабина потеряла дно, представить очень сложно.
Уже арестован механик, который заменяет традиционно во всем виноватого стрелочника. Наверное, найдут еще каких-то ответственных из числа сотрудников управляющей компании. Но этого категорически недостаточно.
Если бы лифты падали от дряхлости, тут все было бы понятно – денег нет. Но в том то и дело, что обрушиваются новые или недавно отремонтированные кабины, в том числе – в одном из самых дорогих домов Москвы. То есть дело вовсе не в усталости материала и не в недостатке финансирования. Речь идет о какой-то кардинальной ошибке в установке и обслуживании столичных лифтов (и подмосковных тоже).
В городе, где есть вайфай в каждом вагоне метро, где горит «Рождественский свет», установлены видеокамеры и проложены велосипедные дорожки, не должны падать лифты в принципе. Вообще и никогда. Если это происходит, значит, куда-то не туда смотрят городские власти, на что-то не то тратят деньги и где-то поставили не того человека.
Если бы недоработка касалась какой-то неприятной, но не смертельной вещи – например, нерегулярного вывоза мусора, то можно было бы мягко пожурить ответственных и призвать их не позорить звание столичного города.
Но регулярные смерти москвичей в лифтах – это даже не позор. Тут просится другое слово на букву «п», недопустимое в средствах массовой информации.
Нужно посадить не только стрелочников и провести тотальную проверку всех московских лифтов, настоящую, а не для «галочки». Должно быть принято какое-то системное решение для того, чтобы Сергей Собянин мог выйти к народу и ответственно заявить: «Таких трагедий больше не повторится».
Москва никогда не была особенно безопасным городом – как и большинство мировых столиц с большим количеством приезжих. Но, заходя в свой подъезд, любой житель столицы должен чувствовать себя в полной безопасности. И уж лучше пусть не будет «Рождественского света» и вайфая в метро, а на разбитых велодорожках и тротуарах вкривь и вкось бесплатно припаркуются автомобили. Лишь бы лифты больше не падали.