Летом 1941 года работники Государственного Эрмитажа отправили в эвакуацию два состава с самым ценным, то у них было. Первый состав – сокровища музея, 22 вагона, среди которых один специальный, в котором везли то, что ни при каком раскладе не должно было быть повреждено – Леонардо, Рафаэль, царские регалии, скифское золото...
Во втором составе было еще более бесценное сокровище – дети эрмитажного интерната. Сначала их пути разошлись – музейные экспонаты были размещены в Свердловске, детишки остались в Ярославле. Но когда началось немецкое наступление под Москвой их срочно отправили дальше в глубь страны. Так они оказались в Молотовской области, в небольшом поселке Ляды. Сельчане сначала не очень были рады приезду "выковоренных", т.е. эвакуированных. Но когда они увидели замерзших малышей в летней одежде – ведь из Ленинграда уезжали летом, без теплых вещей, – сразу приняли "государственных ленинградцев". Как там им жилось? Об этом свидетельствуют письма, которые в результате поездки на Урал начальника историко - информационной службы Юлии Кантор оказались в распоряжении Эрмитажа.
Их передала в дар Тамара Павловна Михеева, создавшая в школе поселка музей, в котором есть специальный раздел "Дети Ленинграда". Эти простенькие треугольнички со штампом военной цензуры, написанные крупным детским почерком – живые свидетели того, как жили дети интерната. Учились они в две смены – для похода в школу не хватало теплой одежды. Некоторым их них прописывали "ясельный паек", в котором было чуть больше жиров. В письмах они радостно сообщают, что накануне им дали две ложечки сахарного песка. Летом школьники с радостью принимали участие в сельскохозяйственных работах – помогали сельчанам делать заготовки на зиму.
Благодаря журналистскому расследованию Юлии Кантор удалось найти воспоминания свердловчан о пребывании экспонатов Эрмитажа на Урале. В годы войны это была очень секретная информация. Для размещения были подготовлены три здания, в которых все окна были сразу заменены кирпичной кладкой. Все деревянные здания вокруг были снесены – пожар смертельно опасен для музеев. За все время пребывания Эрмитажа не было зафиксировано ни одной аварии на коммуникациях – свердловчане тщательно выполняли задание партии.
И только сейчас становятся доступны фотографии тех времен – они сохранились в личном архиве старейшей сотрудницы Свердловского телевидения Зоряны Леонидовны Рымаренко вместе с военными письмами, в которых содержатся подробнейшие воспоминания о хранении экспонатов в тяжелейших условиях, о повседневной жизни свердловчан и ленинградцев, о госпиталях, где читали лекции сотрудники Эрмитажа. Можно представить, как сотрудники рассказывали об экспонатах, показывая их в диапозитивах, зная, что они где-то рядом, на соседней улице. Эти слайды привез из Ленинграда руководитель всей экспедиции на Урал В.Ф. Левинсон-Лессинг. У раненых бойцов из свердловских госпиталей особую заинтересованность вызвала выставка военного времени "Героическое прошлое русского народа", организованная в 1943 году. Для многих откровением было то, что в рассказах сотрудников Эрмитажа звучала гордость за великих русских полководцев Александра Невского и Александра Васильевича Суворова – ведь один был святым, а другой – царским генералом.
Закончилась война. В октябре 1945 года все сокровища вернулись в Ленинград. И когда свердловчане приезжали к нам в город, для них было удивительно видеть то, что было несколько лет скрыто под упаковкой.
Связь времен не прерывается. В военные времена в Свердловске часть эрмитажного собрания была размещена в ипатьевском доме – это ли не спираль истории?
И в эти дни, когда в городе проходят траурные церемонии, посвященные 72-й годовщине со Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, не сомневаюсь, что стеллу на Пискаревском кладбище, установленную в память сотрудников Эрмитажа, умерших в блокадные дни, украсят новые охапки цветов.
Уезжая из Свердловска, Эрмитаж в знак благодарности оставил в городе несколько картин. И, наверное, не случайно, что именно в здании Свердловской картинной галереи (ныне Екатеринбургский музей изобразительных искусств), фасад которой украшает памятная доска о пребывании там Эрмитажа, в 2017 году будет открыт выставочный центр Эрмитаж-Урал. Кольцо замкнулось.
Автор Татьяна Бушманова