В последние дни, когда турецкая угроза для российского контингента в Сирии становится все более острой, украинцы вспомнили о своей исторической миссии. Они надеются, что им представится шанс ударить в спину русским, если те завязнут на Ближнем Востоке.
Но странная штука – это было в истории такое количество раз и всегда плохо заканчивалось для Украины. Независимо от того, выигрывали русские или нет. Ну как плохо? Не факт, что усмирение украинской вольницы – это плохо. Однако игры с независимостью всегда заканчивались.
Первый подобный случай описал еще Геродот. В четвертой книге своей «Истории» он описал землю скифов и ряд их военных побед. Страну описал довольно метко:
«Так как земли у них было много, то Колаксаис разделил ее на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то царство, где хранилось золото. В области, лежащей еще дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению».
Разделенные царства, одно из которых богатое. Белые хлопья, летающие в воздухе. Узнаете? Напоминает нынешнюю ситуацию. Но самые яркие аналогии у Геродота мы находим дальше в описании азиатского похода скифов.
В седьмом веке до нашей эры скифская конница из евразийских степей прорвалась на Ближний Восток – колыбель древнейших цивилизаций, тогдашний центр мира. Целое столетие скифы были главной военной силой в Азии (тогда под этим словом понимали Переднюю Азию).
Будучи союзниками Ассирии, покоряют Мидию, Манну, Иудейское царство, потом уже на стороне Вавилона сокрушают Ассирию, Урарту. Основывают царство Ишкуза (ученые спорят о его локализации – в Азербайджане или предгорьях Северного Кавказа), собирают дань с соседей и совершают рейды до Египта и Нижней Мессопотамии.
Вытеснить скифов из Азии удалось только с помощью обмана. Царь союзной Мидии (будущей Персии) Киаксар, когда-то уже потерпевший от них поражение в открытом бою, приглашает скифских вождей на пир и, пока они были пьяны, убивает всех. Царство Ишкуза обезглавлено, войско возвращается на родину. Но там ждет новое предательство.
Итак, слово Отцу истории:
«Скифов, которые отсутствовали двадцать восемь лет и по истечении столь долгого времени возвратились в собственную страну, ожидали трудности не меньшие, чем (война) с мидийцами; они обнаружили, что им противостоит немалое войско: дело в том, что жены скифов, когда их мужья долгое время отсутствовали, вступили в связь с рабами.
И вот дети, родившиеся от их рабов и жен, достигли юношеского возраста. Узнав об обстоятельствах своего рождения, они задумали воспротивиться тем, кто возвращался из страны мидийцев. И прежде всего они отрезали страну, вырыв широкий ров, растянувшийся от Таврских гор до Меотийского озера, в том именно месте, где оно шире всего. Затем они, расположившись против пытавшихся вторгнуться скифов, вступили с ними в сражение.
Так как скифы не могли добиться превосходства на поле в многократных битвах, один из них сказал следующее: «Что же мы делаем, мужи-скифы! Сражаясь с нашими рабами, мы и сами, погибая, становимся малочисленнее, и, убивая их, мы впредь будем властвовать над меньшим их числом.
Теперь, мне кажется, нужно отбросить копья и луки и, взяв каждому по конскому кнуту, подойти к ним. Пока они видели нас с оружием в руках, они считали себя подобными нам и равного с нами происхождения. Когда же они увидят у нас кнуты вместо оружия, они поймут, что они наши рабы, и, признав это, не устоят».
Выслушав, скифы приступили к исполнению этого. Те же, ошеломленные случившимся, забыли о битве и обратились в бегство. Итак, скифы властвовали над Азией и потом, изгнанные мидийцами, возвратились в свою страну именно таким образом».
Слушайте отца истории Геродота и не говорите, что не слышали. Скифы вернутся из азиатского похода, пусть даже через двадцать восемь лет, и в руках своих будут держать не меч, но плеть. Как и две с половиной тысячи лет назад, судьба страны решается там, в семитских песках, и нужно правильно и честно выбрать, с какой стороны ты. Помнить, чей ты потомок, и не становиться сыном раба.