Если кто не знает, то актёр, человек подневольный. Что ему скажут, то он и играет. От него мало что зависит — скажут изображать умного и героического персонажа, и его будут любить зрители как отличного мужика. А скажут изображать придурка — и будут при встрече на улице зрители ухмыляться узнавая.
А кем быть актеру — решает режиссер или продюсер.
Кстати, это очень хорошо могут почувствовать на себе те же режиссеры или продюсеры, когда сами решают сыграть роль. Даже у самого себя…
Помню эти ощущения: ты пришёл на съёмку, ты тут главный, ты всё решаешь, тебя все слушают, и… вот ты сел на грим, тебе надели какой-то костюм, не особо интересуясь твоим мнением, и ты выходишь на площадку, где должен делать всё, что скажет режиссер.
Ну да это я отвлекся, извините.
Так случается, что актеру по роли приходится смеяться над самим собой в жизни.
Был такой фильм «Сны», который снял Карен Шахназаров в 1993 году.
Главные роли там играли Олег Басилашвили и никому не известная тогда Амалия Мордвинова.
Вот про Олега Валериановича мы и поговорим.
Давайте вспомним сам фильм. В нём крайне зло показаны лихие 90-е годы, их самое начало. Полное падение нравов, когда всё на продажу, когда фраза «любой труд почётен» понималась так, что если проститутки зарабатывают больше учителей, то, стало быть, труд проститутки более почётен.
Вспомнили?
В фильме это «нарисовано» самыми яркими красками.
А ещё там показаны люди, пришедшие к власти. Ничего не умеющие бездари, которые просто не представляли, как управлять страной как вообще чем-то управлять.
Показано, как они клянчили кредиты на Западе, чтобы их потратить, а правильнее сказать — украсть.
Показаны те самые люди, которым наша страна обязаны падением в ту яму, из которой мы, слава богу, похоже, если и не выбрались совсем, то уже не на самом дне.
И вот персонаж Олега Басилашвили, граф великой Российской Империи, разумеется, не принимает всех этих перемен. Хорошо видно отношение самого актера к нарисованной картине. Картине отвратительнейшей. И отвращение к происходящему многие бы разделили с Олегом Валериановичем.
Но есть одно маленькое, но очень большое «но».
А чем, собственно, занимался сам актер в тот период, в свободное от съёмок в кино и игры в театре время? Хочу напомнить, что в 1990 году Олег Басилашвили был избран Народным депутатом РСФСР. В 1995 году входил в состав регионального списка кандидатов в депутаты Госдумы РФ от избирательного блока «Демократический выбор России — Объединенные демократы», а позже был членом партии «Союз правых сил», после её роспуска поддерживал «Яблоко».
То есть, если мы начнём ещё раз смотреть фильм, особенно те эпизоды, где Шахназаров высмеивает новых министров, то мы вполне можем найти некие собирательные портреты, очень уж нам напоминающие и самого Олега Басилашвили и очень многих из тех, с кем он сейчас выходит на митинги и чью позицию он так активно поддерживает.
Интересно, а сам актер часто смотрит этот фильм?
P.S. Я глубоко уважаю талант Олега Валериановича Басилашвили как актера и если не особо люблю его роли, то только лишь потому, что играл он всегда либо совсем отрицательных персонажей, либо людей слабых и безвольных.
А вот его роль в фильме Противостояние, где он сыграл полковника милиции Костенко, мне нравится, и смотрю с удовольствием.
Но как бы было здорово, если, как говорил профессор Преображенский, все занимались своим делом: Макаревич пел песни, Басилашвили и Ахеджакова играли в театре, а… Ходорковский сидел в тюрьме.
И никакой разрухи.