Военный, или скорый (походный и парадный), марш как жанр берёт своё начало в петровские времена. С развитием регулярной армии родилась и регулярная маршевая музыка: в 1711 году был издан указ о штатах полковых оркестров. Лейб-гвардии Преображенский полк, основанный в 1691 году Петром Великим, первым обзавёлся «духоподъёмным» маршем для парадов, отправки на войну и поддержки солдатского духа в процессе долгих утомительных переходов. Когда ноги не держали солдат, их держала музыка. До появления марша эту функцию исполняла походная песня. К 1716 году в оркестре Преображенского полка играли уже 40 музыкантов, а с 1722-го все полки были обязаны иметь оркестры – духовые или смешанного типа.
В кабинете рукописей Российского института истории искусств хранится дело, в которое и входят марши. Дело представляет собой неизданный нотный альбом из 252 листов нотных записей маршей с авторскими пометами и помарками. Лучшие из сочинений этого жанра были отобраны для передачи в полки лично императором Николаем II и должны были поднять боевой дух русской армии.
Музы, увы, замолчали, когда заговорили пушки, и взметнулась над страной революционная волна, – альбом в результате не был издан. И только сейчас благодаря инновационным технологиям Президентской библиотеки он получил возможность быть опубликованным в электронном формате.
Среди партитур – марши «Воинский дух» Фр. фон-Блона, «Лихая часть» Ю. Ленгардта, знаменитый марш И. Вальха 1914 года «Вступление в Париж», прославляющий победу над Наполеоном. Большинство партитур написаны для духовых оркестров смешанного состава.
В основном Российским институтом истории искусств переданы Президентской библиотеке военные марши, под которые, по словам отбиравшего их императора Николая II, «было бы не страшно уходить на фронт».
Но в большом собрании партитур также представлены марш «Черногорский» Л. Минкуса из балета «Роксана» и марш Ц. Пуни из балета «Конёк-Горбунок».
По материалам Президентской библиотеки