В одной из социальных сетей мне попался пост, в котором говорилось о страшной ошибке Путина, который влез на Ближнем Востоке в противостояние суннитов и шиитов, и теперь это принесёт России неисчислимые беды. Так как в Сирии Россия выступила на стороне шиитов, а в самой России сплошные сунниты.
Словом, Путин, как всегда, по мнение некоторой группы людей, совершил очередную ошибку, и дальше будет ещё хуже.
Вступать в спор с авторами я не стал, так как уже сам характер утверждения говорит, что люди эти мало разбирающиеся в вопросах религиозных, геополитических, и, скорее всего, просто бездумно повторяющие услышанное где-то от кого-то.
Но кроме малограмотных… гм... есть ведь и люди интересующиеся, и для них я попробую по-простому объяснить, почему данное утверждение является липой.
Ну, во-первых, население Сирии по религиозному признаку состоит (состояло до начала войны — сейчас там вообще о какой-то статистике говорить глупо) на 80% из суннитов, остальные были алавиты и совсем чуть-чуть шиитов, причём не совсем шиитов, а исмаилитов и друзов, которых к шиитам причисляют.
Считать алавитов шиитами, как это делают некоторые, мягко говоря, неправильно.
Назвать алавита шиитом, это примерно тоже, что назвать одессита украинцем. И если во втором случае, ваши уши услышат много новых интересных слов и словосочетаний по поводу лично вас и ваших родственников, то в случае первом уши могут отрезать. Самые упрямые потомки Фомы Неверующего могут проверить. Если вместо ушей отрежут что-то другое — сами виноваты. Восток, как известно, дело тонкое.
Во-вторых, что важнее, война в Сирии не имеет под собой никакой религиозной подоплеки. И если кто-то хочет представить, что с одной стороны сражаются сунниты, а с другой шииты (то есть алавиты), то это не так. Дело в том, что Сирия вообще-то светское государство. Чем оно сильно многих и раздражало. И на стороне правительства сражаются алавиты, сунниты, друзы, шииты, православные, католики, йезиды, и те, кому вообще сейчас важнее другие вопросы.
Против них сражаются крайние исламисты, которые вроде как сунниты, но, по сути, они воюют именно против светского государства, ставя целью превратить Сирию в государство исламистское. То есть, где законы ислама стоят выше прочих.
И с одной стороны фронта в Сирии (да и не только в Сирии, а и в Ираке, Египте, Ливии) мы имеем религиозных фанатиков, а с другой — людей, которые всего лишь хотят жить обычной человеческой жизнью, где пережитки Средневековья являются преступлением, а не доблестью.
И поэтому в Сирии мы выступаем не на стороне шиитов или алавитов, а на стороне людей, которые борются с религиозными фанатиками. Что же тут плохого? И, хотя в России действительно большинство мусульман являются суннитами, но следует помнить, что российские мусульмане - это, в первую очередь, российские граждане. Граждане светского государства, где религиозный фанатизм в экстремистских проявлениях жестко карается законом, и в безобидных — подвергается насмешкам.
Есть и ещё один важный момент, связанный с темой религиозного противостояния. Но тут речь пойдёт о вещах не особо приятных для людей верующих, посему я бы не советовал им читать дальше. Ограничьтесь первой частью данной статьи.
Дело в том, что в религиозных войнах суть противостояния отнюдь не в том, что одни верят в одно, а другие — в другое.
Религия — это всего лишь инструмент власти для управления массами. Вместо религии можно использовать и что-то другое. Например, коммунистические идеалы, идею высшей расы, построение демократии… Главное, чтобы люди во что-то верили.
Не вдаваясь в вопросы болезненные, мы не будем уходить с Ближнего Востока. Понятно, что борьба там идёт не поводу правильного толкования Корана. Нет, кого-то этот вопрос может искренне волновать. Но бурление на Ближнем Востоке идёт от больших денег. Огромных денег. Которые, как понятно, связаны с нефтью.
Представьте себе, что не было бы там нефти. И тогда бы сегодняшние жители богатейших стран мира до сих пор собирали верблюжий помет и пили воду раз в неделю.
Так что, на Ближнем Востоке есть вещи поважнее Корана. И вопросы исполнения законов шариата — это всё для простого народа. А всякие эмиры, аятоллы, шейхи — они в Аллаха верят не больше Генерального Секретаря Политбюро ЦК КПСС. Власть и Деньги — с этим ничто не сравнится.
Даже в такой стране как Иран, где за всякие сомнения в вопросах веры расправа может быть очень скорой, тем не менее, даже в Иране, есть целые категории людей, которым отнюдь не надо «сдавать экзамен на правоверность». И это не только физики-ядерщики, работа которых настолько важна, что им любой аятолла простит заочно любые грехи, но и, например, обычные врачи. Мне это довелось слышать от некоторых моих иранских коллег.
Всё это хорошо напоминает старые советские времена, где (в теории) за антисоветский анекдот можно было поиметь немалые неприятности. А сами же эти анекдоты чаще всего сочиняли и с большей охотой рассказывали в горкомах и обкомах.
Так что везде всё одинаково — что в Иране, что в СССР, что в Китае, что в любой другой стране, разве что с поправкой на местный колорит, менталитет населения и особенности исторического развития.
А если опять же говорить о противостоянии шиитов и суннитов, которое действительно имеет место быть, то…
Вот вы попробуйте внимательно прочитать, чем сунниты от шиитов отличаются. Полностью отвлечься от всяких вопросов веры, и просто включить логику. И разобраться. Потом прочитать ещё раз и ещё раз… И подумать.
Действительно ли серьезные люди, имеющие власть и деньги, могут из-за ЭТОГО воевать?