Несколько фактов о Караганде
Карагандинский уголь впервые был найден то ли в 1835 году пастухом Аппаком Байжановым, то ли в 1840-е годы купцом Никоном Ушаковым, основавшим в 1857 году Спасский медеплавильный завод, работавший на угле.
Само чрезвычайно звучное название происходит всего лишь от кустарника карагана (жёлтой акции), но при этом "кара ганда" можно перевести и как "чёрная кровь" - якобы, издавна найденные здесь кусочки угля кочевники принимали за сгустки спёкшейся крови. К 1917 году здесь был уже полноценный промышленный комплекс, в 1904 году купленный англичанами - завод и несколько обслуживавших его небольших шахт, но как и в других местах азиатского СССР, всерьёз за здешние ресурсы взялись лишь в 1930-е годы - с помощью заключённых началось строительство капитальных шахт, в 1932 году образовалась Карагандинская область с центром в Петропавловске (то есть представьте, докуда она простиралась), сам же посёлок Караганда получил статус города лишь в 1934-м, а областного центра - в 1936-м.
До 1959 года город стоял посреди Карлага - гигантского массива сталинский лагерей в степи, где содержалось до 60 тысяч человек. Среди заключённых Карлага были Лев Гумилев, Александр Чижевский, Давид Выгодский и многие другие люди, обогатившие впоследствии мировую науку, но к концу сталинской эпохи Карлаг был населён почти исключительно уголовниками, и расфомирован одним из последних. Центром Карлага был посёлок Долинское в 45км от Караганды.
Центр в Караганде, если ехать с севера, начинается очень резко. Минут за 20 до расчетного прибытия на автовокзал начинаешь замечать по сторонам дымящие трубы и шахтные копры, а потом ВНЕЗАПНО понимаешь, что ты уже в самом центре города. Вот на этом кадре видно, как парадный сталинский ансамбль проспекта вдруг обрывается:
Казахский драмтеатр имени Сакена Сейфуллина (а это уже полноценный писатель ХХ века) - один из лучших театров-новостроек на постсоветском пространстве.
Обратите внимание на трубопровод - как и в большинстве шахтёрских городов,грань между парадным центром и промышленной изнанкой тут очень размыта
Сталинская архитектура Караганды очень узнаваемая - сдержанная, но с национальными мотивами. Казахстан очень беден раннесоветской архитектурой, в большинстве областных центров даже послевоенный сталианс представлен в лучшем случае парой-тройкой отдельных зданий, довоенных построек не видел вообще, а столь привычные нам сталинские ансамбли наблюдал только в угольной Караганде и нефтяном Атырау.
Площадь шахтеров украшает символ города - монумент Шахтёрская Слава (1974), действительно на удивление удачный представитель своего жанра и своей эпохи. В народе же памятник прозвали "Как русский казаха обманул":
А слева - роскошный Дворец Горняков. Сталианс с азиатскими мотивамисмотрится здорово:
Наконец, ещё одно здание в этом квартале - цирк (1983) нетипового проекта. Девушка на шаре появилась уже в последние годы, и у неё явно азиатское лицо.
Интересно, что до вокзала сталинский ансамбль не доходит.
Карагандинский вокзал примечателен не только экстерьером, но и интерьерами, а если точнее - рельефными панно под потолком.
А в кассовом зале тут, кстати, электронная очередь. Ещё ни разу такого не видел на вокзалах постсоветского пространства, и у КТЖ это совершенно органично сочетается с убитейшими вагонами. В таких противоречиях весь Казахстан.
Далее путешественник посетил юго-восток и старый город:
Как и большинство угольных гигантов, Караганда не имеет чёткой границы: есть ярко выраженное "ядро" (Новый город и Юго-восток), которое в радиусе нескольких километров окружают шахтёрские посёлки, административно входящие в состав города (Пришахтинск, Майкудук, Сортировочный), плавно сменяющиеся посёлками, в состав города не входящими: Компанейск, Бакайдам, Сарань, Актас, Дубовка, Шахан, Долинка, Вольный, Карабас, Шахтёрск - по карте, при этом, хорошо видно, что угольный бассейн от Караганды простирается в основном на юго-запад на 40-60 километров.
Старый город - эта местность к северо-востоку от Нового города, хорошо заметная из окна астанинской маршрутки, называется Старый город. Именно здесь стояла Караганда первоначально, ещё будучи обычным шахтёрским посёлком. Затем рядом вырос Новый город, а старую часть попросту расселили и снесли - угольные пласты залегали прямо под жилыми кварталами.
Тем не менее, сквозь Старый город пролегает дорога ко многим более дальним посёлкам, среди пустырей каким-то чудом сохранился старый драмтеатр, а также небольшая церковь Михаила Архангела на Втором Руднике.
Интересна эта церковь тем, что она была построена (не основана, а именно построена) в советское время. Причём не в конце 1980-х, а в 1952-57 годах (сама же община зародилась в 1947). Церковь, построенная в чужую эпоху и оказавшаяся в чужой стране, среди пустырей и терриконов. До чего же сильный образ!
В центре Второго Рудника - баптистский Дом Молитвы "Вифлеемская звезда". Караганда - центр католицизма и протестанства в Казахстане, эту традицию положили ещё заключённые Карлага, осуждённые за религию, а продолжили многочисленные депортанты. Немцев в советской Караганде было больше, чем казахов, сама она возникла на пустом месте, не имела больших православных соборов или мечетей - поэтому в Караганде все религии были равны изначально. Небольших костёлов, протестантских церквей и домов молитвы тут больше, чем православных храмов и мечетей, вместе взятых.
Чем ещё запоминается Караганда - это довольно интересной архитектурой 1970-90-х годов. Город отличается капитальностью, многоэтажностью, и при этом обилием пустырей. Вообще, несмотря на благополучие, вид Караганды очень суров, и главное, пожалуй, ощущение от неё - необжитость. Огромный, шумный, динамичный город - но невооружённым глазом видно, что менее века назад тут ещё была дикая степь. В Караганде нет даже собственной воды - полумиллионный город питает 450-километровый канал от Иртыша, построенный в 1960-е годы.
В эпоху независимости каждый областной центр получил по одной супер-мечети, и судя по всему их размер пропорционален размеру города -карагандинская мечеть немногим меньше астанинской:
Мечеть окружает обширный и столь же пустынный сквер, которые украшает целая аллея "каменных баб" и стела с каким-то национальным символом. Мало того, что языческие атрибуты, так ещё и изображение человека, которое вообще-то запрещают каноны ислама-суннизма.
У подножья стелы - и вовсе что-то вроде Сквера Любви с характерными лавочками. В общем, сразу вспоминается присказка "Какой мусульманин сала не ест?!" - говорят, придумали её именно в Казахстане.
Крупнейший в Средней Азии костёл Богоматери Фотимской
Наконец, православный Введенсий собор (1991-2000), окружённый целым кремлём епархиальный построек, стоит уже почти на выезде из города. Это в Казахстане явление довольно распространённое - соборы в новых городах строились параллельно с мечетями, но всегда на окраинах.
Улица Гоголя - вторая главная магистраль наряду с проспектом Бухар-Жырау. Вдалеке просматривается элеватор, а на его фоне бетонный копер. Говорят, прямо под Новым городом залегают довольно богатые угольные пласты, и ещё в советское время центр Караганды понемногу стали смещать на юго-восток, за железную дорогу, Новому городу же была уготована судьба Старого города.