После закрытия таких направлений, как Турция и Египет, возможностей дешево отдохнуть у россиян стало гораздо меньше. Учитывая этот фактор и упавший рубль, по всем законам жанра наши туристы должны были «потуже затянуть пояса» и сидеть дома. Однако ситуация на рынке развивается иначе. Как именно, рассказала исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России Майя Ломидзе.
Спрос растет
Наталья Кожина: Майя Арчиловна, в кризис принято экономить на отдыхе и развлечениях. Россияне следуют этой тенденции?
Майя Ломидзе: Судя по внутреннему туризму — нет. В отличие от многих отраслей экономики, данное направление показывает существенную динамику. По акции раннего бронирования, как сообщают туроператоры, спрос на туры по России вырос от 80% до 120%. Эти показатели очень четко демонстрируют, где теперь отдыхают наши граждане.
Конечно, Черноморское направление — самое востребованное. Но не морем единым жив российский турист. В этом году наши аналитики ожидают основной прирост в сегменте культурно-познавательного туризма. По предварительной оценке он может составить порядка 12%.
— Учитывая такой небывалый спрос на отдых в России, как себя ведут представители отечественного турбизнеса, поднимают цены?
— Не без этого. На том же Черноморском побережье, действительно, есть некая эйфория. Эти регионы убеждены, что туристы никуда не денутся. Однако, как только мы начинаем детально изучать цены, становится ясно, что не все так плохо, как могло быть, если бы туроператоры зафиксировали в договорах цены декабря–января. Замечу, что например, Краснодарский край подходит к ценообразованию разумнее — рост цен составляет на сегодня около 15%. В Крыму бывают перегибы на местах — +30%, а то и +35%. Но это единичные случаи. В целом, безусловно, произошло повышение цен, но оно находится в пределах инфляции.
При этом на Черноморском направлении есть очень интересная тенденция — впервые за последние 20 лет жестко обострилась конкуренция между туроператорами. Для потребителей это в конечном итоге может обернуться серьезным снижением цен.
— Увеличивается ли количество мест отдыха с системой «все включено», которую так любят наши туристы?
— Конечно, количество таких объектов растет, особенно в Краснодарском крае и Крыму. Но в общей массе это все же «капля в море». Кроме того, давайте не будем забывать, что наш «all inclusive» отличается от турецкого. Последний предполагает наличие у отеля огромной территории, с которой человек вообще может не выходить. Там есть масса развлечений, не только еда. Наши гостиничные комплексы — маленькие, у них нет возможности предложить полноценный «all inclusive», поэтому российский вариант системы чаще всего подразумевает только трехразовое питание.
Заграница не по карману
— Какие зарубежные направления по-прежнему востребованы у россиян?
— Начну с того, что никто не ожидает увеличения спроса на выездные направления до уровня 2013–2014 года — он в любом случае будет меньше. Но относительно уровня прошлого года возможен небольшой прирост. Что касается стран, куда едут россияне, это: Кипр, Греция, Болгария, Израиль, Хорватия, Испания, Италия.
У каждого из перечисленных направлений есть своя особенность. Болгария открыта для наших туристов, счастлива их видеть и делает все, что бы они легко могли оформить визу. Но при этом она не готова на серьезные подвижки в цене, а наши туристы к цене как раз очень чувствительны. Если бы Болгария чуть больше снизила цены, можно было бы говорить об активных продажах на этом направлении.
Кипр — недешевый, но безвизовый. Полагаю, что общая статистика выездов на остров по итогам сезона будет достаточно хорошей.
Греция, по всей видимости, рассчитывает перетянуть большой кусок «турецкого потока». Страна открывает визовые центры, в том числе визовый центр для работы с туроператорами, за что ей большое спасибо. Оформлять визы обещают за 2–3 дня, также готовы решать вопрос с мигрантами на тех островах, которые некогда пользовались спросом у россиян, диверсифицируют продукты (например, предлагают апартаменты, а не гостиницу, поскольку они дешевле) и т.д. Но при всех этих плюсах Греция — это все же визовое направление, поэтому во многом ее востребованность у россиян будет зависеть от того, как страна станет выстраивать свою визовую политику.
— Какие страны, кроме Греции, предпринимают активные шаги, чтобы привлечь российских туристов?
— Лучше спросите, кто этого не делает. Все, Россия в том числе, потирают руки в ожидании тех 5 миллионов туристов, которые не поехали в Турцию и Египет. Пожалуй, ничего не делает только Франция и в некотором роде Испания, которая в этом году пользуется повышенным спросом на европейских рынках. Ей незачем снижать цены, она имеет на это право. У Кипра тоже неплохие продажи среди европейских операторов, поэтому и здесь мы не ожидаем существенного снижения цен. Отдельно остановлюсь на Хорватии. Да, страна недешевая, там нет системы «все включено», зато есть чистейшее море, хорошее питание. В этом году мы неоднократно принимали делегации хорватского турбизнеса в России, страна хочет работать с нашим рынком и это желание взаимно. Хорватия намерена пересматривать цены для российских туристов и даже что-то делать с визами, но пока непонятно, что именно.
В Россию на шопинг
— Майя Арчиловна, как обстоят дела с въездным туризмом, учитывая такой привлекательный для европейцев курс рубля?
— Въездной туризм также показывает положительную динамику в сложившейся экономической ситуации. Это закономерно, поскольку еще никогда Россия не была такой дешевой, как сейчас.
Что касается усилий по дальнейшему продвижению нашей страны, они предпринимаются. Однако, на мой взгляд, в этом вопросе не хватает системности. Возьмите Испанию или Италию. У этих стран есть общий слоган, общая маркетинговая программа, активное продвижение на зарубежных рынках и т.д. У нас иная ситуация. Видимо, пока Ростуризм не готов финансировать подобную программу, поскольку затраты здесь действительно большие. Например, та же Турция тратила на свою «раскрутку» только в России и СНГ по 2 млн. евро в год.
— Меняется ли география иностранных туристов, или они по-прежнему едут только в Москву и Санкт-Петербург?
— Во въездном туризме изменения происходят медленно. Недавно появились запросы на русскую зиму (Московская, Калужская область). Их мало и, конечно, пока мы не можем говорить о тенденции. Однако раньше российские направления были востребованы только летом. Хиты продаж: Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо и, с некоторых пор, Казань, поскольку она работает в этом направлении, там есть инфраструктура, объекты и продвижение. Увеличивается количество запросов на приграничные регионы: в случае с Финляндией — Карелия, в случае с Дальним Востоком — Китай, Корея и т.д. Также есть запрос на Сочи, в частности, от иранских туристов. По инициативе турбизнеса обеих стран в прошлом году в Сочи впервые начали летать самолеты из Ирана, возможно, этому примеру захочет последовать кто-то еще.
— До кризиса российские туристы были самыми щедрыми, а кто из иностранных путешественников готов активно тратить деньги в России?
— Таких щедрых туристов, как россияне, вы нигде не найдете. Конечно, европейцы охотнее тратят деньги, чем например китайцы или индусы. Культура поездок у них формировалась дольше, чем у некоторых наших азиатских партнеров, поэтому поход в местный ресторан, покупка сувениров — более органична для европейцев. Еще одна особенность 2015–2016 годов — шопинг. Бытовую технику, телефоны, некоторые марки одежды покупать в России иностранцам стало выгоднее, чем у себя на родине. Конечно, пока мы не можем сказать, что наша страна вошла в десятку шоп-направлений, но если раньше мы ездили за границу, чтобы купить там что-то по более привлекательным ценам, то сейчас происходит обратный процесс, особенно на приграничных территориях. В этом смысле самые активные покупатели в Россию приезжают из Финляндии.