Почему мультипликационный персонаж может стать страшным сном для юриста, что такое «патентный троллинг» и сколько стоит формула самого популярного в мире газированного напитка, рассказали участники конференции «Актуальные проблемы права интеллектуальной собственности», которая состоялась в Санкт-Петербургском государственном университете.
Приветствуя гостей конференции, исполняющая обязанности декана юридического факультета СПбГУ Наталия Рассказова отметила: «Если в XVI–XVII веках главным достоянием были золото и бриллианты, а позже — ценные бумаги, то сегодня самое главное — это результаты интеллектуальной деятельности. Вы знаете, что все активы компании Coca-Cola стоят дешевле, чем сама формула напитка? Понятно, почему тема конференции настолько актуальна!»
О том, как бороться с воровством нематериальной собственности, рассказала председатель Суда по интеллектуальным правам, профессор СПбГУ Людмила Новосёлова. Эксперт объяснила, что без серьезной системы защиты интеллектуальные права фактически не будут соблюдаться. Именно поэтому правообладатели взыскивают компенсации с нарушителей, чтобы направить их по верному пути — заключать лицензионные договоры.
«К примеру, "Смешарики" или "Маша и Медведь" буквально преследуют юристов во снах», — призналась эксперт. Дело в том, что Маша — это, во-первых, персонаж аудиовизуального произведения (мультфильма), во-вторых, товарный знак, и, в-третьих, рисунок, объект изобразительного искусства. «И если изображение девочки незаконно нанести на какие-нибудь товары, будь то детские игрушки, канцелярия или одежда, правообладатель вправе требовать компенсацию в тройном размере», — отметила профессор Людмила Новосёлова.
Олеся Шмаракова, заместитель начальника управления УПССП дирекции по правовым вопросам ПАО «Газпром нефть», рассказала о другом распространенном виде воровства — копировании фирменного стиля компании. «Представьте, водитель едет по трассе со скоростью 110 километров в час. В такой ситуации, видя знакомую цветовую гамму и привычное оформление, он мгновенно принимает решение остановиться у этой заправки. Ему совершенно некогда разглядывать те элементы, которые мы так тщательно отрисовываем в бренд-буках», — отметила эксперт. По словам специалистов, именно такое нарушение — сходство до степени смешения, при котором потребитель не может отличить два продукта, встречается сегодня на рынке все чаще.
Участники конференции обсудили и проблему так называемого «патентного троллинга» — ситуации, когда небольшие фирмы пытаются обогатиться за счет исков к крупным компаниям о якобы нарушенном патентном законодательстве. Юристы считают это злоупотреблением правом и советуют решать вопросы в судебном порядке, а не откупаться от «троллей» самостоятельно.
Также эксперты отметили, что с появлением 3D-печати копирование начало приобретать материальные формы, поэтому сегодня заметно возрастает ценность расчетов, чертежей и моделей. И если сейчас 3D-принтер — это еще экзотика, то очень скоро он станет такой же обыденностью, как и мобильные устройства или Интернет, уверен кандидат юридических наук, доцент СПбГУ, партнер международной юридической фирмы Dentons Виктор Наумов.
В завершение дискуссии эксперты сошлись во мнении, что в условиях жесткой конкуренции на рынке и финансовых кризисов компании должны действовать быстро и продуманно, чтобы защитить свои интеллектуальные права. Необходимо создавать гибкую, адаптивную систему интеллектуальной собственности, совершенствовать законодательство и избегать формального подхода в правоприменительной практике.