В первой, второй и третьей частях я рассказал вам о летчиках Второй мировой войны, как советских, так и иностранных, которые несмотря на тяжелые ранения, смогли подняться в воздух и летать.
А ведь была ещё и Первая мировая война, и там были свои герои..
Вернемся к фильму «Повесть о настоящем человеке».
В книге и фильме есть упоминание о неком русском летчике Карповиче, который летал без ног.
Летчика с такой фамилией, тем более летавшего без ног, в русской армии не было. Но это не вымысел. Летчики без ног были в российский армии. И будет справедливо вспомнить о них.
Юрий Владимирович Гильшер
Русский лётчик, участник первой мировой войны
10 мая 1916 года Гильшер попал в штопор и разбился, ему ампутировали левую ступню. Не желая расставаться с авиацией, он научился летать с протезом. Вскоре Гильшер вернулся на фронт и продолжил вести бои вместе с лётчиками своего авиаотряда - уже 13 апреля 1917 года он сбил в бою немецкий аэроплан. Ещё два вражеских самолёта он сбил 15 мая и 17 июля 1917 года.
20 июля 1917 года Гильшер совершил свой последний полёт. В паре с летчиком В. И. Янченко на своём истребителе «Ньюпор-21» Гильшер вступил в бой с 8-ю вражескими самолетами. Самолет Гильшера был подбит.
Янченко сумел приземлиться рядом с погибшим, взял его тело и доставил на аэродром. Гильшер был торжественно похоронен в городе Бучач в Галиции.
Награды
Орден Святой Анны 4-й степени,
Орден Святого Станислава 3-й степени,
Орден Святого Владимира 4-й степени,
Орден Святого Георгия 4-й степени,
Георгиевское оружие.
Когда Борис Полевой вывел в своей книге персонаж поручика Карповича, он имел в виду вполне конкретного человека, упомянуть настоящую фамилию которого он не мог по идеологическим соображениям. Человек этот тогда был жив, проживал в Америке и был широко известен.
Александр Николаевич Прокофьев-Северский
Родился в семье потомственных дворян. Его предки Прокофьевы были военными, а отец стал известным в Петербурге певцом, режиссером и владельцем театра
Впоследствии отец увлёкся авиацией и даже приобрел собственный самолёт, на котором учился летать в авиашколе в Гатчине.
Среди его тогдашних знакомых был будущий известный авиаконструктор Игорь Сикорский. Вместе с ним 16-летний Александр Северский совершил свой первый полёт на аэроплане.
Вначале Первой мировой войны, пройдя подготовку в Севастопольской авиационной школе, мичман Прокофьев-Северский 2 июля 1915 года сдал экзамен и получил звание морского лётчика.
15 июля 1915 года, совершая патрулирование над Рижским заливом, Северский и его наблюдатель - механик Блинов обнаружили германский эсминец. Маневрируя под вражеским огнём, экипажу удалось сбросить 2 бомбы, которые упали в районе кормы неприятельского корабля. Не удовлетворившись достигнутым, Северский решился атаковать вторично, но в это время его гидросамолёт получил повреждение и стал терять высоту. Лётчику ничего не оставалось, кроме как садиться на воду. Плохо управляемая машина ударилась о волны, из-за чего сдетонировала находившаяся на коленях у Блинова 4-кг бомба...
Когда катера подошли к месту катастрофы, они обнаружили израненного Северского, который в полусознательном состоянии держался на поверхности, уцепившись за обломки своего гидросамолёта. В Петербурге Северскому ампутировали ногу чуть ниже коленного сустава.
Тем не менее, он решил вернуться в строй и упорно учился ходить сначала на костылях, а затем с протезом.
В начале 1916 года приступил к службе на петербургском заводе 1-го Российского товарищества воздухоплавания в качестве наблюдателя за постройкой и испытанием гидросамолетов, предназначенных для авиации Балтийского флота. В это время начал работать в качестве конструктора.
Чтобы доказать, что может летать, однажды во время показательных полётов без разрешения заменил недостающего лётчика. Узнав об этом случае, Николай II захотел сам увидеть прославившегося офицера. И вот высокий стройный морской офицер, показав прекрасную строевую выправку, предстает перед императором. Тот осторожно спрашивает о протезе. Получив утвердительный ответ, царь без колебаний разрешает Александру летать.
Вскоре молодой авиатор показал себя как выдающийся боевой лётчик, и 3 февраля 1917 года ему был присвоен «за отличие» чин лейтенанта. К моменту Октябрьской революции 1917 года лейтенант Прокофьев-Северский был одним из самых известных лётчиков-асов в России. Он налетал 1600 часов, участвовал в 57 воздушных боях, одержал 13 побед, имел множество боевых наград, в том числе почётное Золотое оружие и орден Св. Георгия 4-й степени, вручённый лично главой Временного правительства — А. Ф. Керенским. 12 октября 1917 года «за отличие в делах против неприятеля» произведен в чин старшего лейтенанта. Был награждён специальной наградой за ценные изобретения в области морской авиации. Занимал должность командующего истребительной авиацией Балтийского флота и технического консультанта при Адмиралтействе.
В начале 1918 года эмигрировал в США, где состоялась его встреча с известным генералом Уильямом Митчеллом. Идеи молодого русского лётчика заинтересовали генерала, и он предложил ему место инженера-консультанта при Военном министерстве в Вашингтоне. В 1927 году получил американское гражданство, и ему было присвоено звание майора ВВС США в запасе.
В феврале 1931 года Северский основал фирму «Seversky Aircraft Corp.», где являлся одновременно президентом, конструктором и лётчиком-испытателем; главным инженером стал талантливый грузинский авиаконструктор Александр Картвели. Фирма разработала несколько новых моделей самолётов, Среди них широко известный истребитель P-35, состоявший на вооружении ВВС США. В США он особо не прославился, но зато его «след» можно найти в других странах. Самолет хотели закупить в СССР, в Германии, на основе купленного самолета в Польше был создан истребитель PZL Р-50 “Ястреб”. В Италии был налажен лицензионный выпуск этого самолета под названием "Реджани Re-2000". Итальянские самолеты экспортировались в Венгрию и Швецию.
Дальнейшим развитием этой модели стал истребитель Republic P-47 Thunderbolt — самый массовый американский истребитель Второй мировой войны (построено 15686 самолётов).
Всеобщую известность Северскому принесла книга Victory Through Air Power («Воздушная мощь — путь к победе»), опубликованная в 1942 и быстро ставшая бестселлером. В этой книге А. Н. Северский аргументировано утверждает, что США могут и должны стать державой, лидирующей в воздухе, заняв тем самым военное лидерство в мире.
К концу второй мировой войны Прокофьев-Северский был признанным авторитетом в делах военной стратегии и имел должность консультанта по военным делам при правительстве США. В 1945 он был награждён медалью «За заслуги» — самой почётной наградой США, присуждаемой гражданским лицам.
До конца своей жизни Прокофьев-Северский оставался консультантом ВВС США и лектором Авиационного университета, где обучались будущие командиры военно-воздушных подразделений.
Скончался Александр Николаевич Северский 24 Мая 1974 года от рака, не дожив ровно 2-х недель до своего 80-летия, и был похоронен в Нью-Йорке .
Читая биографию этого талантливого человека, невольно думаешь, как жаль, что Россия потеряла так много генаильных людей. Но для того и стоит изучать историю, чтобы не повторять былых ошибок.