Каждый, кто был в финской столице, видел местных цыганок – женщин в пышных бархатных юбках черного цвета с белоснежными кружевами, – и их мужчин, в просторных черных брюках и черных куртках. Национальный костюм – важный элемент сохранения национальной идентичности, и малообеспеченные цыганские семьи Финляндии получают дотацию, чтобы они могли соответствовать традиции. Северные цыгане не блистают пестротой своих южных собратьев, зато отличаются исключительной чистоплотностью и любовью к аккуратной, добротной одежде.
В отличие от своих соплеменников в Европе romanit в Финляндии – официальное меньшинство. Мало того, юридически они – коренное население. И, как ни странно, благодарить им надо за это российского императора Александра I, который, став Великим князем Финляндским, пообещал всевозможные права своим новым подданным.
До этого судьба была к цыганам не слишком милостива. В Финляндию они попали из Швеции, и попали не по своей воле. В 1576 году шведский король Юхан III Васа решил выслать всех цыган в свои восточные владения, то есть в Финляндию. А в 1637 году просвещенная и блистательная королева Кристина приказала вешать без суда и следствия тех, кто до сих пор не выполнил указ ее пращура. Последствия этого решения видны до сих пор: официально в Финляндии более 10 000 цыган, в Швеции – в четыре раза меньше.
Таким образом цыганские переселенцы в Финляндии стали носителями шведских фамилий, которые в их среде и сегодня очень даже распространены. Нюманы, Линдгрены, Фриманы – это все цыгане. Они долгое время были отлучены от церкви, но постепенно прибились к лютеранским приходам, и сейчас составляют верную паству финской евангелическо-лютеранской церкви.
В XIX веке при русском царе цыгане начали кое-как интегрироваться в финляндское общество, а после обретения Финляндией независимости вообще превратились в полноправных граждан. Кстати, их, как и финских евреев, не коснулся «национальный вопрос», который поднимали в годы Второй мировой власти нацистской Германии. Несмотря на военный союз с Гитлером, Финляндия отказалась выдавать немцам как евреев, так и цыган.
В 1956 году был организован Государственный комитет по делам цыган, ныне он функционирует при министерстве здравоохранения и соцобеспечения. С 1995 года финские цыгане были признаны коренным населением страны, вместе с саамами.
В общем, несмотря на все интеграционные усилия финских властей, цыгане все равно не чувствуют себя равноправными гражданами страны. Им тяжелее устроиться на работу, труднее наладить общение с соседями. Живя по соседству с цыганами в одном доме на севере Хельсинки, не раз доводилось наблюдать, как меняется взаимоотношение цыган с окружающими по мере взросления. Если дети открыты и мало чем отличаются от соседей (во дворе играют и финны, и русские, и афрофинны, и цыгане), то уже подростки очень быстро понимают, что относятся к иной национальной группе. И замыкаться в своем этническом мирке их заставляют не только национальные предрассудки окружающих, но и собственные внутригрупповые стереотипы. Хотя образованная, успешная часть финских цыган – в Финляндии есть и такие – пытается разорвать этот порочный круг, организуя всевозможные программы интеграции.