Последние несколько дней пользователи интернета активно ищут подробности о ДТП, в которое якобы попал знаменитый телеведущий Леонид Якубович. Откуда появилась эта «новость» и при чем здесь бессменный ведущий «Поля чудес»?
Страшное ДТП, инсульт и инфаркт — контекстная реклама, которая присутствует на огромном количестве сайтов, начала тиражировать нового героя. На этот раз в центре внимания оказалось имя известного телеведущего Леонида Якубовича.
Ряд изданий, в основном региональных или специализирующихся на мире шоу-бизнеса, поспешили вслед за контекстной рекламой дать громкие заголовки, при этом опираясь на слова самого Якубовича.
СМИ подвела внимательность: на самом деле ведущий программы «Поле чудес» действительно попадал в аварию, но произошло это около четырех лет назад.
Примечательно, но спустя много лет Якубович якобы слово в слово повторил те самые слова, которые появились в материалах СМИ после действительно случившегося происшествия.
«Ничего страшного не произошло, зацепили бампер, поцарапали немного, и все», — заверил тогда Якубович журналистов, а спустя четыре года ряд изданий вновь перепечатали эту же фразу.
Представитель Якубовича подтвердил, что с известным телеведущим все в порядке и с 2011 года в другие какие-либо ДТП он не попадал.
Кричащие заголовки оказались фейком
Примечательно, что некоторые ресурсы, честно копируя текст новости четырехлетней давности, сослались на «местные СМИ», разместив при этом ссылку на сайт, который невооруженным глазом можно идентифицировать как подозрительный.
Ресурс, выглядящий как обычная платформа для блогов, содержит сразу три текста, отсылающих читателя к новостям об авариях и инфарктах, которые приписываются Якубовичу. Посты размещены 15 апреля этого года, и у этих записей даже есть автор.
Пользователь под псевдонимом vedeoo, от имени которого и размещались посты, оказался весьма плодовитым на сенсации.
От его имени также были опубликованы «интимные фотографии Наташи Королевой», «фото и видео сына Ларисы Гузеевой» и прочие яркие заголовки, обещающие повергнуть страну в шок.
Все записи приправлены огромным количеством хештегов и ключевых слов.
В рамках же контекстной рекламы, в случае если любопытный пользователь интернета все-таки кликает на провокационный заголовок, то попадает на ресурсы, буквально пестрящие подобными материалами и рекламой.
Так, по пути к новости о судьбе Якубовича пользователь может столкнуться с чудодейственными методами похудения посредством кефира, имбиря и неизвестного третьего ингредиента, волшебными способами излечения псориаза и прочей мусорной информацией, до которой никогда и ни за что не добраться, поскольку ее не существует: задача одна — искусственно накрутить трафик.
Третья волна роста трафика (после контекста и результатов недобросовестного фактчекинга в СМИ) началась после того, как пользователи начали беспокоиться о судьбе Якубовича и стали усиленно искать информацию в поисковиках.
Эффект снежного кома, подкрепленный уже когда-то существовавшим инфоповодом, привел к тому, что при наборе одной только буквы «Я» и «Яндекс», и Google поспешили предложить вариант «Якубович попал в ДТП» и «Якубович дтп со смертельным исходом 2016» и другие, не менее «безумные» запросы.
Как объяснили в «Яндексе», алгоритм поисковых подсказок позволяет не допечатывать фразу до конца и выдает наиболее популярные запросы, связанные с теми словами, которые уже были введены в строку поиска. При этом ничего не модерируется вручную — пользователи сами решают, что в поиске будет самым востребованным, а робот лишь пропускает запросы через фильтры.
Странный запрос быстро пробрался в том поисковых подсказок «Яндекса»
При этом, поскольку «черные» методы раскрутки чего-либо в «Яндексе» давно не работают, вряд ли информационный вброс был куплен или организован ботами.
Журналисты поговорили с экспертами в области поисковой оптимизации и выяснила, что подобные фейковые инфоповоды готовятся очень долго и вряд ли направлены против (или же в поддержку) конкретной личности. Вероятно, люди, растиражировавшие новость, понадеялись на опыт поисковиков четырехлетней давности, чтобы эффективнее продвинуть ресурс и усилить желание неопытного пользователя кликнуть по баннеру и тем самым заработать драгоценный трафик.
Анализ материалов СМИ (как российских, так и украинских) привел к тому, что, помимо источника в виде блога неизвестного лица, издания не смогли найти официальных подтверждений информации. При этом данные о выдуманной аварии распространились и на соцсети — кроме многочисленных репостов никому не известных порталов, пользователи начали активно обсуждать несуществующую трагедию.
При этом люди, специализирующиеся на такого рода вбросах, часто «хоронят» популярных звезд, придумывая самые разные вариации трагедий. Так, наиболее громким из последних событий стала «информация» об аварии с участием певицы Валерии, которая также оказалась ложной.
На момент написания публикации опровержений по поводу «ДТП с Якубовичем» не обнаружено, а ложная информация продолжает оставаться на сайтах изданий.