11-летнего мальчика Степана лайкнул весь мир – от простых знакомых до американского астронавта Дэна Бербанка. По просьбе мамы: «Степка очень расстраивается, почти плачет». Детский комплекс стал хитом интернета и сделал школьника участником пяти телепередач.
Маленькая девочка Данечка ночью устроила папе сцену «Уезжаю от вас в Африку!». Видеоролик с детским капризом набрал за пять дней более 2,5 миллиона просмотров, 450 тысяч лайков, 40 тысяч перепостов и больше 14 тысяч комментариев. Ее отец Руслан Гиреев, не желавший дочери такой славы, честно признал: «Если бы она капризничала всерьез, то в жизни бы не согласилась, чтобы я ее снимал. А тут – пожалуйста. Стопроцентная игра на камеру».
Игра детей на камеру, причем самых маленьких – уже обыденность. Она зачастую вызывает улыбку и даже смех – ей потворствуют, ее приветствуют. О, смотрите, как смешно она сложила губки, как забавно он отставил ножку. А ну-ка, сделай еще раз, я сфоткаю!
И вот уже ребенок сам просит тебя «снять» его, придумывает позу и просит выложить в соцсети. Постарше ребята даже не просят, сами выкладывают. Селфи ради лайков – это уже давняя болезнь подростков и юношей, нередко заканчивающаяся похоронами, так как ради «удачного» кадра они рискуют жизнью. Впрочем, риск – это нечто осознанное, а здесь просто какая-то блажь.
Когда селфи-манией болеют совершеннолетние – еще полбеды, но пяти- и шестилетние дети, страдающие от недостатка лайков и играющие на камеру, явление относительно новое. Ему не придают особого значения.
Но когда ваш ребенок, совершая какой-то поступок или высказывая какую-то эмоцию, делает это на публику – уже даже неосознанно, просто потому что так принято – это не может не вызывать хотя бы настороженность.
Подражание и кривляние перед зеркалом всегда были свойственны детям. Но никогда это не принимало такие формы, никогда не становилось основной чертой детского поведения. Не превращалось в суть характера. При этом сами взрослые подыгрывают и даже показывают пример.
Собственно, дети ничего не придумывают – они просто продолжают и развивают подмеченное в нашем поведении. В силу детской натуры то, что для взрослых, может, всего лишь игра или развлечение, для них приобретает особый смысл.
Многим родителям такое поведение отнюдь не кажется страшным – и даже скажут, что автор преувеличивает, наводит напраслину. Они, наоборот, хотят видеть детей раскрепощенными и умеющими подать себя.
Многочисленные школы танцев и телевидения, конкурсы моделей и пения расплодились как раз благодаря такому желанию родителей. Детей учат там даже не столько что-то красиво делать (танцевать или петь), сколько преподносить себя. В понимании их родителей это есть залог успешности ребенка в будущем.
Не быть, а казаться. Казаться даже не себе, а окружающим. Это не нарциссизм, когда любуются собой и исключительно для себя, а все вокруг не имеет значения. И даже не феномен сторонних наблюдателей, которому подвержено поколение 30-40-летних: когда люди не преодолевают трудности, а наблюдают за ними сидя на диване и комментируют протекающую мимо жизнь. Нет, это совсем иное.
Растут новые люди, которые живут напоказ. Совершают поступки ради лайков и одобрения окружающих. Они сами становятся отражением этой реакции.
С младых ногтей подменяя свой внутренний мир неким симулякром, вызывающим одобрение у внешнего мира. Каждое движение – только для соцсетей. Затем ожидание: лайк или дизлайк. Следующее движение уже ориентировано только на подражание одобренного варианта. Отчуждение личности, достигшее новой стадии и масштабов.
Это новый вид рабства: человека не нужно заставлять делать что-то, его психологическая зависимость от интернет-признания сама приведет его к нужному поведению, достаточно только показать ему тренд.
Вспомните шоу «За стеклом» – первый эталон жизни напоказ, исключительно для оценки зрителей. Теперь, благодаря соцсетям, эта модель стала глобальной и охватила миллионы людей. За нами следят повсюду и постоянно – но человека это не только не смущает, он добровольно этому способствует. Он превращает свою повседневную жизнь в кадры из онлайн-фильма. А маленькие дети ведут себя так, как покемоны в компьютерной игре.
«Я уезжаю от вас в Африку, где голодают дети… Мне не нужны родители… Поправь мне штаны, позвони в такси…», – и слезы на камеру. Не намереваясь учить отца девочки воспитанию (тем более что он и не хотел появления этого ролика) тем не менее хочется задать вопрос: а почему надо было снимать это на камеру, вместо того чтобы успокоить капризы дочери один на один?
Почему мама Степана написала просьбу в соцсетях, признав сына инфантильным, и только усилила его комплекс, вместо того чтобы сесть и разъяснить ему простые истины, что самооценка человека и его внутренний мир не зависят от лайков?
По той простой причине, что мы сами становимся такими же. Большими детьми, играющимися жизнью как компьютерной игрой, где есть бонусы и подарки, и в любой момент можно перезагрузиться.
И не далек тот час, когда военный конфликт или какую-нибудь глупость на международной арене совершат только из-за желания набрать побольше просмотров или понравиться интернет-пользователям.
Однако информационные технологии, как любые другие технологии – лишь средство в наших руках, а не нечто самодостаточное, злое или хорошее. Виртуализация и компьютеризация способны помочь покорить космические пространства и глубины мироздания, а можно свести их к гаджетомании и палке для селфи. В зависимости от того, к чему человечество больше стремится. Пока что его выбор печален.