Новый фильм Президентской библиотеки «Спасённые фрески церкви Спаса Преображения на Ковалёве» посвящен истории одного из уникальнейших памятников древнерусской настенной живописи – росписи церкви XIV века, хронологии её спасения и реставрации, осуществлённой под руководством двух художников-подвижников, супругов Грековых: Александра Петровича (ныне ушедшего) и Валентины Борисовны. Фильм в течение часа раскрывает не только историю храма, специфику сложнейших манипуляций с осколками побитых и сожжённых в войну фресок, но и мотивацию реставраторов, являющихся истинными патриотами и героями Отечества.
Драматическая судьба была у многих бесценных храмов Великого Новгорода. В их числе и Спас на Ковалёве. «Эту скромную, узнаваемо новгородскую по облику одноглавую церковь возвели в четырёх верстах от города на берегу Волховца в 1345 году на средства новгородского боярина Онцифора Жабина», – рассказывает за кадром режиссёр фильма Татьяна Дьяконова. Храм был расписан артелью балканских художников за один месяц до Куликовской битвы. Предгрозовая атмосфера того памятного лета не могла не отразиться на сюжетах ковалёвских фресок: в нижнем ярусе росписей разместилось несколько выразительных фигур святых воинов.
В годы Великой Отечественной войны храм находился на передовой и являлся важной опорной точкой, не дающейся в руки врагу. Фашистская артиллерия расстреливала его в течение 2 лет и 8 месяцев – вплоть до освобождения Новгорода советскими войсками.
Пока шли бои, святые, открытые дневному свету по причине рухнувшей стены, пристально и гневно взирали на врага, а потом и сами были погребены под развалинами. Превратились в пятиметровую груду обломков… В этом каменном крошеве изредка вспыхивали золотистым и голубым мелкие осколки бесценных шедевров. Казалось, фрески Спаса на Ковалёве были уничтожены навсегда.
Однако по инициативе искусствоведа, специалиста по истории древнерусского и византийского искусства Виктора Никитича Лазарева была начата работа по восстановлению настенных храмовых росписей, оставшихся в завалах в виде осколков разной величины. Казавшееся безнадежным поначалу дело было доверено художнику-реставратору Центральных научно-реставрационных мастерских Александру Петровичу Грекову и его жене и коллеге Валентине Борисовне Грековой, получившей ещё и образование искусствоведа. Параллельно на протяжении многих лет команда археологов разбирала завалы разрушенного храма, постепенно делая возможным его восстановление.
Бригада мастеров под руководством реставраторов Грековых работала вдумчиво и вдохновенно. Ведь палитра новгородских стенных росписей не имеет себе равных в новгородском настенном письме XIV века, богатство применённой техники восхищает, равно как и многочисленные комбинации красок, рецепты которых сегодня зачастую утрачены.
«Александру Петровичу доставляло удовольствие все это исследовать, анализировать, – ведёт экскурсию по реставрационной мастерской Валентина Борисовна. – Он не расставался с лупой, отмечая колористические достоинства старых мастеров, изыскивая всевозможные способы восстановления пострадавших фресок».
Грекова рассказала о том, каким уроном обернулась для храма попытка оштукатурить его и побелить. Стены перестали «дышать», и штукатурку пришлось снять, вернув церкви первоначальный вид.
Беззаветный труд новгородских археологов и реставраторов помог Преображенскому храму обрести новую жизнь и вновь засиять яркими красками. Благодаря подвижничеству Грековых образы святых из ковалёвского храма вновь строго глядят на прихожан, словно вопрошая: правильно ли живёте, братья, дабы пожар войны никогда более не коснулся этих мест?..
По своим художественным достоинствам росписи церкви на Ковалёве стоят в одном ряду с такими шедеврами, как фрески церквей Спаса на Нередице, Спаса на Ильине улице, Федора Стратилата. Картина «Спасённые фрески церкви Спаса Преображения на Ковалёве» войдёт в сетку трансляций документальных фильмов на портале Президентской библиотеки, рассказывающих о жизни, развитии и истории российских регионов.